По экспертным оценкам, фитнесом в стране занимается от 2 до 5 миллионов человек. В России работает 3,3 тысячи коммерческих фитнес-центров и 9900 спортивно-оздоровительных объединений (примерно 20% из них приходится на Москву). При этом в последние пару лет эксперты говорят о стагнации в коммерческом секторе: рост притока клиентов прекратился. Люди экономят на спорте. Многие переходят в совершенно нерегулируемую виртуальную отрасль, где последствия могут быть совсем уж плачевными. Если в коммерческих фитнес-центрах занимается примерно 3% населения, то в онлайн-секторе — 13%. «Тренер должен взаимодействовать с человеком, а в онлайн-режиме он не может контролировать технику выполнения упражнений. Не дай бог у клиента проблемы со здоровьем, грыжи, протрузии. И если тренера офлайн можно засудить и потребовать компенсацию через суд (и такие прецеденты есть), то с онлайн-тренером такого не выйдет», — говорит фитнес-эксперт, мастер спорта по становой тяге, чемпион Москвы Эдуард Каневский.
В офлайне, впрочем, тоже можно попасть. Шансы оказаться в руках у непрофессионального тренера, который будет гонять вас как сидорову козу, наплевав на ваши особенности, довольно велики (чаще всего люди травмируют у таких инструкторов колени и спины). Историй, когда люди покупают годовые абонементы, а потом выясняют, что фитнес-центра либо нет, либо он закрылся, тоже пруд пруди. Клубы закрываются массово, говорит Каневский, в последние годы бизнес становится все менее выгодным. Хотя потребность в нем и у государства, и у населения есть. «В осеннюю сессию Дума рассмотрит законопроект о налоговых вычетах для физических лиц, которые занимаются в фитнес-центрах — эта мера станет стимулом для многих», — говорит депутат Госдумы РФ, экс-чемпион мира по версии WBO в среднем весе Дмитрий Пирог.
«Этот бизнес, как и многие, работает на кредитах, а «дорогие деньги» не дают нам быстро развиваться, — говорит президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России Ольга Киселева. — Поэтому в отрасль иногда попадают не очень образованные кадры. Разумеется, меры поддержки государства для нас очень важны. Налоговые вычеты, которые вступят в силу с 2020 года, дадут возможность удерживать людей».
Впрочем, если законопроект о вычетах пока только обсуждается, то поправки в Закон «О физической культуре и спорту» скоро вступят в силу. Новый документ практически уравняет в правах коммерческие и государственные физкультурно-оздоровительные комплексы. Так, фитнес-клубы теперь получат право заниматься подготовкой спортсменов; проводить массовые спортивные соревнования; готовить к сдаче норм ГТО. Вместе с правами появятся и обязанности, например, по наличию квалифицированных кадров и обязательному участию в статистическом учете. Первое подразумевает соответствие кадров профстандартам, которые сегодня утверждаются по стране повсеместно. По оценкам экспертов, подтвердить свою профпригодность через независимую оценку смогут около 70% инструкторов фитнес-центров. Правда, пока центров оценки квалификации по отрасли в России всего 14. «Например, для Иркутска ближайший такой центр — в Новосибирске. Коллеги, у которых 60 человек должны пройти сертификацию, спрашивают: за чей счет?» — говорит Киселева.
Эксперты советуют россиянам хорошенько выбирать фитнес-центры и тренеров. «Самая востребованная услуга в фитнес-клубах — персональные тренировки, — рассказывает Каневский. — Не стесняйтесь спросить у тренера диплом и аттестат. У него должно быть минимум одно из трех образований: медицинское, педагогическое, спортивное. И обязательный сертификат персонального тренера по бодибилдингу или фитнесу. Внешний вид — не примета специалиста. Хороший тренер ориентирован не на результат, а на пожелания клиента».
«Клуб тоже надо выбирать, — добавляет вице-президент Федерации фитнес-аэробики России Татьяна Полухина. — Перед покупкой абонемента промониторьте ситуацию в Интернете и обязательно посетите клуб: может оказаться, что по адресу его просто нет или он уже закрыт». «Мы ведем реестр добросовестных предпринимателей в отрасли и готовы делиться информацией», — говорит Киселева.