Когда его принимали, решили, что семь статей вступят в силу с отсрочкой, с 1 января 2020 года: всё равно они не имеют смысла до тех пор, пока правительство своими нормативными актами не разъяснит, что и как, а власти на местах не подготовятся.
Не действует статья об использовании животных в культурно-зрелищных целях: правительство должно утвердить требования к использованию и содержанию животных в цирках, дельфинариях, зоопарках. Не работает статья о приютах для безнадзорных животных - нужно постановление о требованиях к организации приютов и правилах содержания в них. Статья о новых правилах организации отлова безнадзорных животных и обращения с ними тоже будет пустым местом без методических указаний правительства. И что делать с дикими животными, конфискованными у живодеров или контрабандистов, не понятно, и общественные контролёры бессильны - исполнительная власть должна определить, куда им можно соваться, а куда нельзя…И т. д. и т.п.
Сейчас из десяти правительственных и трех ведомственных подзаконных актов, разработка которых предусмотрена законом, утверждены лишь четыре. Готовы перечень животных, которых в жилых помещениях гражданам содержать нельзя, перечень исключительных случаев, когда содержать можно даже тех животных, которых вообще-то нельзя, и постановление о распределении контрольных полномочий между разными ведомствами и службами.
Только что обнародован и перечень собак потенциально опасных пород. В нем 12 пород и их метисы: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булль Кутта, бульдог алапахский чистокровный, бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ (гибрид волка), гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака. Напомним: с Нового года закон обязывает хозяев выгуливать таких собак в намордниках и на поводке даже в специально отведенных местах - «за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании», причем «о наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию»… Интересно, все ли сотрудники правоохранительных органов знают, как выглядит бульдог алапахский или гуль дог?
Кстати, когда Госдума в декабре прошлого года голосовала за закон в третьем чтении, в постановлении специально оговорили: через 180 дней правительство должно представить информацию о принятых подзаконных актах. 180 дней истекли в конце июня. Наступает август. Никакой информации правительство на Охотный ряд до сих пор не представило.
Думский Комитет по экологии и охране окружающей среды в марте проводил парламентские слушания, где эксперты и зоозащитники с участием представителей профильных ведомств (Минприроды, Минсельхоза, МВД и Минкульта) обсуждали ход подготовки подзаконных актов, а в июне - круглый стол на ту же тему. Многие замечания специалистов и общественников не услышаны, а новых редакций подготовленных ранее проектов постановлений пока не обнародовано. Значит, по-прежнему в проекте правил работы с безнадзорными животными допускается применение в качестве средства усыпления курареподобных препаратов, обрекающих на мучительную смерть от удушья, сказал «МК» глава профильного комитета Владимир Бурматов («ЕР»).
А в проекте постановления о приютах остались, по его словам, те же «обтекаемые формулировки», и приютом можно будет назвать даже вырытую огороженную яму со сброшенными туда собаками. Но именно на основании федеральных требований регионы потом должны утвердить свои правила работы с безнадзорными животными, и до 1 января организовать эту работу! Когда, интересно, они будут это делать - тем более что во многих регионах приютов сейчас нет вовсе?
Именно такой вопрос поставили депутата Ленинградского законодательного собрания: 29 июля они внесли в Госдуму законопроект, предлагающий отложить до 1 января 2022 года вступление в силу статей закона «Об ответственном обращении…», где говорится о приютах, работе с безнадзорными животными и правах общественных контролеров. «В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, успешно реализуются программы стерилизации и вакцинации безнадзорных животных с последующим возвратом их на прежние места обитания» - такая альтернатива обязательному помещению бездомных животных в приюты предлагается в пояснительной записке к инициативе.
Помните, в 2014 году приняли закон «Об отходах производства и потребления», который требовал к 1 января 2017 года запустить по всей стране новые схемы обращения с отходами? Правительству тогда не хватило трех лет, чтобы разработать подзаконные акты, и под давлением обстоятельств час «Х» перенесли на 1 января 2019 года. Но в декабре 2018 года выяснилось, что обе столицы и ещё пара десятков регионов по разным причинам опять не готовы, и местным властям дали право своими решениями откладывать реформу до 1 января 2022 года…
Не исключено, что осенью мы увидим римейк сериала «Как наши власти запускали мусорную реформу» - о внедрении цивилизованных правил обращения с животными.
У стен Госдумы опять появятся круглосуточные пикеты зоозащитников, а закон «Об ответственном обращении с животными» и правда честнее будет переименовать.