Поистине судьбоносное решение по самому нелепому аресту последних лет Мосгорсуд принял 24 июля. Напомним, 66-летняя москвичка Тамара Васильева угодила в застенки 15 июля. В СИЗО-6 её отправил своим постановлением Басманный суд столицы с жуткой формулировкой: «за уклонение от исполнения уголовного наказания».
Как бабушка стала преступницей, она и сама до сих пор не понимает. В 2015 году она приехала в гости к сестре в Краснодарский край. Увидела перед домом родственницы огромную лужу и пошла к местным властям. Как рассказал адвокат бабушки Дмитрий Джулай, пенсионерка попала на прием к главе Кубанского сельского поселения Новопокровского района Андрею Борисовскому и высказала ему в лицо все, что думала о нем, как об «эффективном менеджере». Видимо, тонкая душевная организация госслужащего хлестких формулировок столичной гостьи не выдержала. Он обиделся настолько, что написал на бабулю заявление в полицию. Стражи порядка сработали, как часы: завели на пенсионерку уголовное дело по статье «Публичное оскорбление представителя власти». Мировой судья назначил Васильевой штраф 7000 рублей. Правда, сама бабушка на суде не была и о штрафе не знала, поэтому и не заплатила его. Узнала о своем статусе уголовницы пенсионерка только 14 июля этого года, когда полицейские сняли ее с поезда «Москва-Краснодар». Женщину доставили в Басманный суд, который постановил арестовать ее на 30 суток — до момента, пока ФСИН решит, что с ней делать дальше.
Такое решение возмутило даже прокуратуру. Гособвинитель наравне с адвокатом Дмитрием Джулаем просил Мосгорсуд отпустить пенсионерку из-под стражи. Сама Тамара Александровна наблюдала за процессом с экрана монитора по видеосвязи из камеры следственного изолятора.
В суде защитник настаивал на том, что арест нецелесообразен: у Васильевой есть жилье в Москве и Подмосковье и имущество, которое можно описать в уплату штрафа. Кроме того, у женщины слабое здоровье и букет болезней, которые усугубились в условиях тюремной камеры. Наконец, краснодарские приставы и сотрудники ФСИН нарушили закон.
- Краснодарские приставы должны были передать материалы дела в Москву, по месту жительства Тамары Александровны, - пояснил Дмитрий Джулай, - Однако они этого не сделали. Зачем-то искали ее в Краснодарском крае. Но она никогда там не жила, у нее московская регистрация с 1992 года. Да и чисто по-человечески, зачем было ее арестовывать? Какая была в этом необходимость?
После того, как «розыск» зашел в тупик, краснодарские приставы не нашли ничего лучше, как передать дело бабушки в местную уголовно-исполнительную инспекцию. Та через суд (опять же местный) добилась замены штрафа на ограничение свободы.
“Ограничение свободы тоже должно исполняться по месту жительства осужденного, - подчеркнул Джулай, - Но краснодарская ФСИН не стала передавать материалы в Москву. Тамара Александровна ни разу не получала уведомлений о необходимости явиться в инспекцию и отметиться. ФСИН не предоставила ни одного доказательства, что направляла такие извещения.»
Сама Тамара Александровна сиротливо стояла посреди тюремной камеры и то и дело сглатывала слезы, пытаясь вникнуть в фонтан сложных юридических терминов, которые доносились до нее через динамики.
- Я ничего в этой вашей юридиции не понимаю, - призналась пенсионерка, - Я только прошу, чтобы меня выпустили на свободу. Я заплачу этот штраф! Только пусть мне хоть какие-то документы дадут, куда платить. Я ведь не получала ничего никогда.
После этих слов бабушка разрыдалась. По словам Дмитрия Джулая, его подзащитная в СИЗО очень сильно сдала: не может спать и есть, мучается от перепадов артериального давления. Таблетки, которые дали ей тюремные медики, вызвали у Васильевой сильнейший приступ тошноты и рвоты. Единственное, что смогло хоть как-то скрасить пребывание в камере — продукты, которые адвокат передал пенсионерке.
- Ой, я такая благодарная! - расчувствовалась бабушка, когда защитник спросил, дошла ли до нее передача, - Я такого даже не ожидала! Вы же деньги на меня потратили...
Мосгорсуд встал на сторону и прокурора, и защитника. Постановление Басманного суда отменено. В ближайшее время Тамара Васильева окажется на свободе. Пообщаться с Андреем Борисовским журналистам пока не удалось. Адвокат Дмитрий Джулай пояснил, что по его данным, недосягаемый чиновник находится в отпуске с семьей на море.