Первый, внесенный Правительством РФ и принятый в первом чтении 15 января этого года, направлен на совершенствование норм закона об охоте, связанных с защитой охотничьих ресурсов от болезней. Документом предлагается установить, что к мероприятиям по защите охотничьих ресурсов от болезней относятся профилактические, диагностические, лечебные, ограничительные и иные, установление и отмена на территории России карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней охотничьих ресурсов. При этом защита охотничьих ресурсов от болезней должна осуществляться в соответствии с Законом об охоте и Законом о ветеринарии.
- Есть постановление Конституционного суда РФ в соответствии, с которым указано, что существующая формулировка неоднозначно трактовалась судами, - объясняет инициативу глава комитета Николай Николаев.- Мы ее меняем. Суть была простая – кто платит, тот покупает лекарства для того, чтобы диких животных лечить от болезней. Теперь закупать лекарства для животных станут ответственные органы государственной власти.
Второй законопроект подготовила группа депутатов во главе с председателем Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым и группа сенаторов во главе с замруководителя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимиром Лебедевым. Документом предлагается уточнить нормы в части платежей предприятий, заключивших охотхозяйственные соглашения. В случае принятия законопроекта, в соглашениях будет указываться информация об уплачиваемых сборах в соответствии с законодательством о налогах. Предлагаемые изменения обеспечивают стабильность правоприменения, что в свою очередь, повышает экономическую привлекательность деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
- Суды по-разному трактовали этот вопрос, и возникал риск двойной платы за пользование охотничьими хозяйствами, - поясняет Николаев. - Мы предложили непосредственно в охотхозяйственном соглашении прописать информацию об уплачиваемых сборах за пользование животными ресурсами. Раньше это был ежегодный размер уплачиваемых сборов. Мы определяем, сколько конкретно человек должен платить в год за пользование.
Ко второму чтению к законопроекту поступили 4 поправки. Так, например, предлагается уточнить механизм определения начальной цены права на заключение охотхозяйственного соглашения.
-Если мы меняем формулировку в охотхозяйственном соглашении в части определения платы, то нам необходимо привести в соответствие механизм определения начальной цены аукциона на его заключение, - рассказывает Николаев. - У нас годовой сбор, который был прописан, к сожалению, трактовался в регионах по-разному. Более 40-ка регионов взымали этот платеж в качестве второго налогового платежа за пользования объектами животного мира. Эта уточняющая норма, она устраняет неопределённость и позволяет охотпользователю более рационально использовать свои средства.
Также предложено перенести дату вступления закона в силу с 1 января на 1 июня 2020 года, чтобы охотпользователи смогли провести все необходимые административные процедуры по изменению охотхозяйственных соглашений своевременно.