Как стало известно «МК», злодеи охотились за выморочными квартирами, которые после смерти одиноких владельцев должны были отойти государству, но чиновники по какой-то причине не проявили к ним интерес. Аферисты подделывали завещание на нужную квартиру, доверенность на сделки и даже свидетельства о смерти. Сначала умерший несколько лет назад владелец жилья неожиданно воскресал с новым паспортом — только на фотографии был не он, а один из аферистов. Затем по фиктивным документам мошенник завещал жилплощадь сообщникам. После чего внезапно умирал — разумеется, только на бумаге. А квартиры реализовывались по сниженной цене — 60% от рыночной стоимости.
По такой схеме в 2010–2015 годах были проданы шесть квартир в Москве и одна — в Люберцах. Черные риелторы позарились даже на квартиру высокопоставленного чиновника в элитном доме на Чистопрудном бульваре (жилье стоило 48 миллионов рублей). Спугнула преступников мелочь: свежевыстиранный половичок возле двери подсказал им, что за квартирой есть кому присмотреть, а значит, афера обречена на провал.
В других случаях жуликам улыбалась удача. За услуги лжепокойников, которые помогали при оформлении документов, обычно платили от 10 до 50 тысяч рублей.
Были среди помощников мошенников и сотрудники полиции. Так, двое участковых ОМВД по району Ясенево «слили» информацию о квартире на улице Инессы Арманд, где умерла одинокая москвичка. Еще более полезным контактом оказался старший оперуполномоченный 13-го отдела МУРа Владимир Храмцов. Его подразделение как раз специализировалось на борьбе с мошенничествами в сфере недвижимости. Подполковник Храмцов по долгу службы собирал сведения о проблемных квартирах, где были прописаны одинокие горожане. Всю нужную информацию он передавал знакомым риелторам, с которыми сдружился настолько, что ездил в их компании на рыбалку. С помощью Храмцова черные маклеры завладели квартирами на улице Вавилова (стоимостью больше 9 миллионов) и на Кутузовском проспекте (стоимостью больше 24 миллионов).
Хамовнический суд приговорил Храмцова к 5,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Участковый Михаил Уваров получил 3 года колонии, его коллега Иван Суслин отделался аналогичным условным сроком.
Риелтор Павел Рыжонков, стоявший у руля незаконной схемы, был приговорен к 9 годам колонии общего режима. Нотариус Игорь Артюх, помогавший аферистам, получил 5 лет тюрьмы, другие риелторы — от 7–8 лет лишения свободы до нескольких лет условного наказания. Кстати, один из подсудимых, получивший условный срок, пошел на преступление, чтобы оплатить лечение онкобольной дочери. Вылечить ее не смогли. А к началу судебного процесса у самого мужчины возникло такое же заболевание. Благодаря условному наказанию он сможет пройти химиотерапию.