Счастливые семьи поделились секретами идеального отцовства

"Я оставался дома один с двумя детьми"

ВЦИОМ недавно выяснил, что более 40% мужчин в нашей стране хотели бы уйти в декрет вместо жены. При этом 63% женщин сообщили, что не одобряют такую идею. И только 10% опрошенных сообщили, что знакомы с семьями, в которых ухаживает за ребенком мужчина, а женщина работает.

«МК» побеседовал с семьями, где роль мамы после рождения ребенка успешно выполнял папа. Не то чтобы эти мужчины мечтали поменяться со своими женами местами, просто так было материально выгоднее семье. Но когда папы сидят с детьми вместо или вместе с мамой, это как ничто иное способствует укреплению семейных отношений.

"Я оставался дома один с двумя детьми"
Андрей Шамшин с детьми.

«Если бы я не была уверена в нашем папе, я бы не родила четверых детей»

У 49-летней Ольги и 50-летнего Андрея Шамшиных из Нижнего Новгорода четверо детей: 23-летний Олег, 14-летний Георгий, 9-летняя Елизавета и еще маленький Владимир — ему всего 3,5 года, сюрприз от Бога, как говорят родители. Он родился, когда Ольге было 45 лет, и для них с мужем поздняя беременность стала хоть и неожиданностью, но радостной.

На третьего ребенка в свое время Ольга с Андреем пошли осознанно. У них уже было двое мальчиков, и папа мечтал о дочке. И, как по заказу, на свет появилась Елизавета. «Папа заранее придумал имя дочке, задолго до рождения, со мной это даже не обсуждалось», — улыбается Ольга. После рождения дочки папа оформил отпуск по уходу за ребенком.

— С первым и вторым сыновьями сидела я, — рассказывает Ольга, — а когда забеременела третьим ребенком, то у меня к тому времени была удаленная работа телемаркетологом, по договору и без трудовой книжки, поэтому пособие я получала бы мизерное — как неработающая. А муж трудился в крупной транспортной организации водителем, и у него получалось хорошее пособие (40% от заработка), плюс он мог работать во втором месте, где был свободный график. Нам было выгоднее в материальном плане, чтобы не я, а муж оформил отпуск. Муж взял на себя основную нагрузку по уходу за дочкой, чтобы я могла работать на удаленке. Папа наш прекрасно со всем справлялся. Муж сидел с дочкой три года.

Ольга поделилась, в чем, по ее мнению, заключается роль отца в семье:

— Если бы я не была уверена в нашем папе, я бы никогда не родила четверых детей. Здесь играет роль даже не столько деньги, а именно желание папы участвовать в жизни детей, — говорит Ольга. — Папа у нас выполняет по большей части развлекательную функцию, он играет с детьми, мы часто выезжаем за город все вместе. Кроме того, для наших мальчиков очень важен пример отца — как он относится ко мне и детям. Когда они вырастут, думаю, будут так же заботиться о своих семьях. В большой семье непросто выстроить отношения: у каждого ребенка свой характер, каждый — маленькая вселенная, а их у нас четверо. Нужно уметь находить компромиссы. А папа умело разруливает все ситуации, споры…

С четвертым младшим сыном Ольга сидела уже сама, ей помогали старшие дети. Во время отпуска по уходу она даже успела получить вторую специальность — учителя математики, чтобы работать поближе к дому.

Андрей Шамшин с дочкой Лизой.

Папа Андрей, в свою очередь, рассказал, что главным драйвером в их семье является мама. Например, дать Георгию и Лизе музыкальное образование — ее идея. В итоге сын стал лауреатом городского конкурса по игре на скрипке. Дочка тоже обучалась игре на этом инструменте, но потом увлеклась спортивными танцами и вокалом, где также многого добилась. А с уроками родители помогают детям по очереди: мама — с математикой, а папа больше силен в физике. Старший сын Олег живет отдельно, перебрался в Москву, где работает программистом и получает зарплату в два раза больше папиной.

Затронув актуальную тему отцовского капитала, Андрей посетовал, что семейный капитал — дело хорошее, но только они никак не найдут ему применения, сертификат на материнский капитал лежит у них мертвым грузом.

— Сфера его использования очень ограничена, — жалуется Андрей. — Могли бы хотя бы для многодетных семей расширить цели его применения. Например, для нашей большой семьи в 6 человек нужен автомобиль покрупнее, чем у нас, — минивэн, и материнский капитал мог бы стать хорошим подспорьем. А 450 тысяч рублей на улучшение жилья, сами понимаете, это ничтожная сумма.

«У нас не разделяются мамины и папины функции, мы все делаем вместе»

У Ольги и Петра Демидовых трое детей: Лиза (17 лет), Григорий (12 лет) и Арсений (9 лет). Третий сын появился у родителей не по графику.

— Я заметила, что многодетные отцы сильно отличаются от тех, у кого один или два ребенка. Я могу сказать, что у нас в семье мамины-папины функции не разделяются, мы взаимозаменяемы. Папа, так же, как и мама, может и приготовить «малышовую» еду, и пол помыть, и погладить, что якобы входит в сугубо женские обязанности. У нас есть наша общая работа. Дети подрастают и тоже начинают помогать. Иначе в большой семье нельзя.

Вот что рассказывает отец семейства Петр:

— Ольга только с нашим первым ребенком, дочкой Лизой, находилась в декретном отпуске до двух лет. У нее тогда было мало молока, и на мне была функция докармливания, а это целый ритуал: развести в нужных пропорциях, погреть, покормить из бутылочки, и так полгода. А со вторым и третьим сыновьями после их рождения мы уже сидели по очереди. У меня работа посменная, поэтому была такая возможность. Разница между мной и супругой была лишь в том, что я грудью не кормил. Пеленал, гулял, готовил детскую еду, кормил, купал… Со вторым сыном мама находилась в декрете лишь полгода, а после этого о ребенке заботился я. Мама сцеживала молоко и уходила на работу, на телевидение. Причем я оставался дома с двумя детьми — с полугодовалым сыном и 5-летней Лизой. Когда Ольга была беременна третьим малышом и лежала на сохранении, я брал больничный по уходу за другим ребенком. Понятно, что, когда родился третий сын и мама все время проводила с ним, забота о старших детях полностью легла на мои плечи.

Семья Демидовых. Дети еще маленькие. Фото: Екатерина Евсюкова

Роль папы в семье, на мой взгляд, зависит от того, сколько он зарабатывает. Если он сутками пропадает на работе и получает за это хорошие деньги, он будет мало времени находиться с детьми. Ну а если меньше или столько же, сколько супруга, то должен все делать по дому наравне с ней. У нас в семье Оля больше меня зарабатывает. Но, с другой стороны, все зависит от мужчины, от его желания принимать участие в воспитании детей, если есть желание, время найдется и у занятого бизнесмена…

Ребенку повезло: сидящий с ним папа готовил лучше мамы

В семье московских журналистов несколько лет назад тоже встал вопрос, кто будет сидеть с сыном после рождения. Дело в том, что оба они были очень загружены работой, так как трудились в ежедневной газете. В течение года, пока мама, редактор новостного отдела, оставалась дома с их мальчиком, в издании все стояли на ушах. Многие пытались заменить Наталью на ее неспокойном посту, но отдел стал разваливаться на глазах. Промучившись так год, начальство стало умолять Наталью вернуться на родное предприятие. Папа ребенка работал там же, но получал меньше супруги и ценность для редакции представлял меньшую. А после того как главный редактор, уже находясь в отчаянии, пообещал прибавить Наталье зарплату, только бы она вернулась, на семейном совете сына торжественно передали на руки папе. Он просидел с ним два года.

— Муж замечательно справлялся, ведь сын уже подрос. Надо был лишь гулять, менять памперсы и кормить. Как раз с кормлением у папы дело обстояло гораздо лучше, чем у меня, — улыбается Наталья. — Я не люблю готовить в принципе, а вот он, наоборот, все готовит по правилам, разнообразно и очень вкусно. Приучил сына к первому, второму, третьему… Ни дня без супов. До сих пор, хоть наш ребенок и вырос, требует в заграничных поездках супы и непременно горячую пищу, фастфуд не приветствует, что редкость для подростков. Заслуга папы! Так что в этом плане я была спокойна.

По каким еще причинам мужья уходят в отпуск по уходу за ребенком? В моем окружении есть знакомый, который работает в крупной компании и получает баснословный заработок. И, как это часто бывает в таких местах, периодически там происходят сокращения, оптимизация, подсиживание одних сотрудников другими. Над специалистом нависла угроза сокращения. А тут как раз жена рожает. Чтобы не лишиться своих высоких доходов, мужчина оформил отпуск по уходу за ребенком. Теперь уволить его не имеют права. А пока он будет сидеть с малышом, авось ситуация и рассосется.

В Исландии 90% мужчин находятся с женой после рождения ребенка

Исландия — мировой лидер среди стран по количеству мужчин, ухаживающих за детьми. На отцов, которые не берут такой отпуск, сегодня смотрят с недоумением и даже с возмущением. Если в 1998 году таких мужчин было 30%, то сейчас их 90%. Благодаря этому в стране резко сократилось число разводов. Работающие родители имеют право на 3 месяца отпуска после рождения малыша, оба — отец и мать. Эти три месяца папе выплачивается пособие — 80% от его среднего заработка. А затем родителям полагается еще 3 дополнительных месяца, которые они могут разделить между собой: кто работает, а кто остается с ребенком.

Кстати, в Швеции декретный отпуск составляет 480 дней, и при этом отец должен провести с новорожденным не менее 2 месяцев. В Великобритании мамам положено 26 недель оплачиваемого декретного отпуска, а папы имеют право побыть рядом с малышом и мамой до 2 недель с сохранением на это время 90% зарплаты. Меньше повезло португальским женщинам: при 4-месячном декретном отпуске мамы отец по закону всего 5 дней должен провести с женой и ребенком после его рождения в оплачиваемом декретном отпуске.

Студенческая семья из Исландии: Эггерт, Гунна и их дочь.

Мы убедились, насколько права Исландия в этом вопросе, узнав мнение 26-летнего папы Эггерта. Это студенческая семья из Исландии: у Эггерта и его 25-летней жены Гунны месяц назад родился ребенок. Ребята еще учатся в медицинском университете, поскольку, как известно, обучение этой профессии везде длится долго, а на Западе еще дольше, чем у нас. Вот что рассказал корреспонденту «МК» Эггерт:

— Наше законодательство позволяет обоим родителям вместе находиться рядом с ребенком в первые месяцы его жизни, им положено 3 месяца отпуска. Мы с Гунной студенты, поэтому отпуск нам не нужен. Но первые три месяца мы с ней ежемесячно получаем грант, отцовский и материнский: каждый получает по 180 тыс. исландских крон, это примерно 1274 евро. А после трех месяцев мы эту сумму уже будем делить на двоих. Поскольку сейчас лето и у нас нет учебы и летней практики, мы оба находимся дома и заботимся о нашем ребенке.

— У вас есть разделение семейных обязанностей?

— Нет, мы с Гунной делаем одинаковую работу и по уходу за ребенком, и по дому. Я делаю все, что и жена, кроме, конечно, кормления грудью. В первое время после рождения ребенка, когда Гунне приходилось часто кормить грудью, а она была очень уставшей после родов, я выполнял всю работу по дому: готовил, убирался, покупал продукты. Сейчас дочке месяц, я с ней часто остаюсь, когда Гунне надо уйти по делам. Теперь я могу отпускать жену на более длительное время, потому что мы пытаемся сцеживать грудное молоко, и я могу в ее отсутствие кормить дочку из бутылочки.

— Роль папы в уходе за ребенком и воспитании важна?

— У нас в Исландии отцы принимают очень активное участие в воспитании детей. Я бы хотел быть по максимуму вовлеченным в развитие, в становление нашего ребенка, чтобы не пропустить ни дня, пока он растет и развивается, я буду делать все, что смогу. Я бы не сказал, что у отца какая-то особенная роль в семье, мы с Гунной просто все делаем вместе.

Между делом я поинтересовалась: как молодые мама и папа назвали дочку? Оказалось, спустя месяц у девочки еще нет имени.

— У нас в стране так принято, что имя ребенка держится в секрете до его крещения. Но, так как многие семьи не крестят, они приглашают друзей на специальную вечеринку примерно через месяц после рождения ребенка, на которой и объявляется его имя, — рассказал Эггерт.

— Вы планируете продолжить обучение в новом учебном году, а кто же будет оставаться с ребенком?

— Да, мы собираемся продолжить учиться. Мы будем по очереди оставаться дома с ребенком и получать помощь от наших родных, но только в том случае, если нам придется задерживаться в университете или в больнице на занятиях. Если у кого-то из нас будут проблемы с учебой из-за низкой посещаемости, мы готовы к тому, что один из нас пропустит этот семестр и продолжит учебу в следующем году, когда ребенок подрастет.

Слушая Эггерта, я поняла, почему в Исландии сокращается число разводов и растет количество счастливых, живущих в гармонии семей.

А как по закону?

Статья 256 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает право отца на выход в декретный отпуск (по уходу за ребенком). Причины такие: неофициальное трудоустройство матери ребенка или его полное отсутствие, значительная разница в заработках супругов в сторону женщины, необходимость отдыха женщины после родов в физическом или моральном плане, наличие у женщины постродовой депрессии, временная нетрудоспособность матери ребенка. Если родилась двойня или тройня, мать имеет право оформить декрет на одного ребенка, а отец — на второго. А вообще закон не требует обоснования желания отца взять отпуск по уходу за ребенком.

В Европе практика ухода отцов в отпуск при рождении ребенка является очень распространенной. У нас это редкость: наши мужчины, как правило, зарабатывают больше жен. И для них перерыв в работе может неблагоприятно отразиться на дальнейшей карьере. В то же время есть профессии, которые позволяют папам даже во время ухода за малышом продолжать работать, пусть и неполный день.

Российское законодательство не дифференцирует размер пособия по уходу в зависимости от пола родителя в отпуске. Работающий отец получает пособие до достижения ребенком возраста 1,5 года, и оно составляет 40% от месячного заработка, вычисленное в среднем за последние 2 года. А вот в Германии, например, пособие, выплачиваемое государством отцам, превышает по размеру пособие, полагающееся матерям.

Общественная палата РФ недавно предложила ввести так называемый отцовский капитал — субсидию за рождение третьего ребенка в семье. Она будет предоставляться при рождении третьего ребенка при условии, что дети рождены и воспитываются в одной семье и родители находятся в зарегистрированном браке. Отмечается, что отцовский капитал не заменит выплат по материнскому капиталу, а сумма, которая будет выплачиваться отцам, будет сопоставима с выплатами матерям, — 453 тыс. рублей.

По мнению автора проекта, зампредседателя комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергея Рыбальченко, отцовский капитал может стать «не просто финансовым подспорьем, а поддержкой еще и ответственного отцовства, и благополучия устойчивой многодетной семьи». Только вряд ли наше государство так расщедрится. Многие чиновники, отвечающие за социальное направление, высказываются против этой идеи.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА кризисного центра «Дом для мамы» Диомида Бузулана:

— У меня свое мнение на этот счет. Считаю, что, несмотря на все достижения современной цивилизации, гендерных ролей внутри семьи никто не отменял. В глубине души папа так и остается охотником за мамонтами, а мама — хранительницей очага. К великому сожалению, хороших отцов на свете несколько меньше, чем хороших мам. Поэтому, если папа соглашается взять на себя ведущую роль в воспитании детей, — это прекрасно. Но, на мой взгляд, нюанс такой замены ролей состоит в том, что мужчине нужны победы — а сможет ли он довольствоваться тихим семейным счастьем, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства? Не понизится ли у него самооценка? Хотя, конечно, все зависит от характера мужчины.

В то же время, если люди по-настоящему любят друг друга, заинтересованы в качестве совместной жизни, а не в бесконечных поисках «чего-то лучшего», то подменять друг друга в любых вопросах, в том числе и воспитания детей, это нормально.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28023 от 16 июля 2019

Заголовок в газете: Папа может!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру