Вожаки столичной комсомолии с самого начала существования молодежной газеты очень внимательно относились к назначению руководителя журналистского коллектива. Многие из первых редакторов газеты попали на эту ответственную должность прямиком из кабинетов в МК и ЦК. А порой даже совмещали редакционную и партийную, комсомольскую работу.
В папке с протоколами заседаний бюро Московского комитета РКСМ за 1922 год удалось отыскать упоминание об одном из таких главредов. Персонаж, надо честно признаться, загадочный, поскольку нигде больше о нем никакой информации не нашлось. Не отметился этот товарищ и на страницах самой газеты: ведь тогда во многих номерах «Юношеской правды» фамилия «главного» вообще не указывалась. На последней полосе внизу печатали: «Редактор: Редакционная коллегия».
Из протокола №12 заседания бюро МК РКСМ от 11 июля 1922 года:
«...Постановили: ...г) редактором «Юношеской правды» утвердить т. Рахлина, д) т. Трейвасу (заведующему отделом печати МК. — Ред.) договориться с ЦК РКП об освобождении т. Рахлина на 2 дня в неделю для исполнения работы по «Юношеской правде»...»
Комсомольское и партийное руководство столицы стремилось строго держать свою молодежную газету в узде, контролируя намеченные к публикации в ней материалы.
Из протокола №35 заседания секретариата МК РКСМ от 22 сентября 1923 года:
«...14. Слушали: О «Юношеской правде». Постановили: Предложить редакции «Юношеской правды» согласовывать политические статьи с агитотделом МК РКП, а наиболее характерные номера утверждать в секретариате МК...»
Еще один показательный пример из раннего периода жизни нашей «молодежки». Он также имеет отношение к теме о редакторах — комсомольских работниках. Вот что можно прочитать в протоколе заседания секретариата МК РЛКСМ от 4 августа 1925 года (пометка вверху: «секретно»):
«...На время отпуска т. Гильдиной (ответственный редактор газеты. — Ред.) утвердить зам. редактора газеты «Молодой ленинец» т. Максину (член бюро МК, впоследствии была некоторое время редактором газеты. — Ред.). Ответственность за практическую работу редакции газеты «Молодой ленинец» возложить на ответственного секретаря т. Ерухимовича».
То есть понимали все-таки, что «варягам» из МК и ЦК комсомола заниматься конкретной редакционной работой несподручно. Пусть ее лучше исполняют профессионалы — журналисты.
В предыдущей статье, посвященной истории нашей газеты («МК» от 24 мая 2019 г.), упоминалось о ЧП с публикацией «политически неправильного» материала в одном из июньских номеров «МЛ» за 1924 год. Тогда по горячим следам руководители Московского комсомола на заседании бюро МК решили снять прежнего ответственного редактора газеты Н.Иорданского и заменили его «проверенным кадром» — зав. отделом печати МК М.Матвеевым. Однако, судя по всему, этот комсомольский функционер оказался не слишком подходящей кандидатурой и не самым удачным образом рулил газетой. Буквально через несколько недель по решению все того же бюро МК в редакции вершил дела уже триумвират — редколлегия из трех человек.
Протокол №3 заседания бюро МК РЛКСМ от 26 июля 1924 года:
«...3. Слушали: О редколлегии «Молодой ленинец». Постановили: Утвердить редколлегию газеты «Молодой ленинец» в следующем составе: т. Матвеев — ответственный редактор, т. Ярцев — зам. редактора, ... и т. Рогов».
Позднее это коллегиальное управление газетой узаконил и ЦК комсомола, утвердив 14 августа «Список ответственных работников центральной комсомольской печати»:
«...Газета «Молодой ленинец» — редактор Ярцев, Рогов, Матвеев».
Как видим, за эти неполные три недели в руководящем трио произведена была рокировка.
Те, кто оказывался на высших должностях в «молодежке», могли рассчитывать на некоторые льготы и послабления для себя. Например, получали по линии комсомольских инстанций бронь, позволяющую не проходить армейскую службу.
Протокол №1 заседания секретариата МК РЛКСМ от 22 июля 1924 года:
«...Слушали: о тов. Рогове — редакторе «Молодого ленинца». Постановили: Просить ЦК РЛКСМ дать тов. Рогову отсрочку от службы в Красной армии».
Этот комсомольский активист попал в редакцию «молодежки» из МК РЛКСМ буквально полутора месяцами раньше — сразу на должность заместителя редактора. А еще через некоторое время товарища Рогова назначили редактором. Впрочем, его пребывание на посту «главного» продлилось недолго. Уже в сентябре возглавляемая Роговым газета проштрафилась, опубликовав без разрешения «верхов» карикатуру на наркома Луначарского. За такое самовольство газете сильно досталось, а ее руководитель, не проявивший должной «революционной бдительности», был по горячим следам отправлен в отставку... Хотя и продолжал еще некоторое время рулить «молодежкой»: ведь замена ему нашлась не сразу.
Протокол №12 заседания бюро МК РЛКСМ от 27 сентября 1924 года:
«...Снять т. Рогова с работы редактором газеты «Молодой ленинец». Временно, до подыскания кандидатуры редактора газеты, предложить т. Рогову исполнять обязанности редактора. Выдвинуть кандидатуру т. Ярцева в редакторы. Считать необходимым вместо редколлегии иметь одного ответственного редактора».
Некоторые из мимолетных редакторов молодежной газеты предстают перед нами с довольно неожиданной стороны. Вот какой любопытный факт об одном из них нашелся в протоколах секретариата МК. На заседании, состоявшемся 27 января 1926 года, было принято решение:
«...Освободить т. Иванова от обязанностей заместителя политцензора издательства «Новая Москва»...»
А ведь товарищ С.Иванов, будучи членом бюро МК, заведующим отделом печати МК, как раз за несколько дней до того был назначен редактором «Молодого ленинца» и двух журналов, его приложений! Наверняка экс-цензор «Новой Москвы» на новом месте работы — в газетной редакции — выполнял обязанности недремлющего ока Главлита. Однако редакторское кресло в «Молодом ленинце» он занимал совсем недолго. Уже в начале февраля Иванова сменил другой человек, тоже из числа ответственных комсомольских работников.
Протокол №48 заседания бюро МК ВЛКСМ от 4 февраля 1926 года (гриф «секретно»):
«...9. О редакторе газеты «Молодой ленинец». Бюро постановляет: Отозвать т. Сегала из Сокольнического райкома. Утвердить т. Сегала редактором газеты «Молодой ленинец».
Впрочем, и этот «главный» пришел в «молодежку» ненадолго. Уже буквально через 3 месяца Петр Сегал скоропостижно ушел из газеты: его перевели работать инструктором в ЦК ВЛКСМ. Опять потребовалось искать замену.
Из протокола №10 заседания бюро МК ВЛКСМ от 17 мая 1926 года:
«...7. О редакторе газеты «Молодой ленинец». Бюро постановляет: Поручить секретариату подыскать кандидатуру на редактора газеты «Молодой ленинец». Вопрос о кандидатуре согласовать в соответствующих организациях».
Фамилия нового редактора «молодежки» была публично озвучена на заседании бюро МК ВЛКСМ 26 июля. Интересно, что сообщение по вопросу из повестки дня «О редакторе газеты «Молодой ленинец» делал один из недавних руководителей «МЛ» — тот самый С.Иванов, который теперь занимал пост первого секретаря Московского комитета комсомола.
Из протокола №21 заседания бюро МК ВЛКСМ от 26 июля 1926 года (гриф «секретно»):
«Утвердить т. Гаркуш редактором газеты «Молодой ленинец». Вопрос вынести на утверждение секретариата МК ВКП(б) и пленума ЦК ВЛКСМ».
По сравнению со своими предшественниками этот человек возглавлял редакцию довольно долго — более полугода. Однако и он по прошествии этого времени покинул пост редактора молодежной газеты — решил повысить уровень своего политического образования. Или «старшие товарищи» настоятельно порекомендовали этим заняться? В любом случае «корочка» о законченном курсе политучебы являлась большим подспорьем в дальнейшей партийной карьере.
7 марта 1927 года на очередном заседании бюро МК ВЛКСМ первым вопросом повестки дня значилось «заявление бывшего редактора газеты «Молодой ленинец» т. Гаркуш». В итоге бюро постановило:
«Просить МК ВКП(б) представить т. Гаркуш место для поступления на курсы марксизма в Ком-академии. Разрешить т. Гаркуш трехнедельный отпуск в Горки с 8 марта по 1 апреля. Поручить т. Иванову (первому секретарю МК ВЛКСМ. — Ред.) договориться с МК ВКП(б) об использовании т. Гаркуш на работе до поступления в Ком-академию».
Интересный факт: некоторые из тех, кому поручено было рулить молодежной газетой, продолжали работать в редакции даже после увольнения из «главных». Характерный пример — Зоя Гильдина. Ее назначили ответственным редактором «МЛ» еще в конце июля 1925-го, и в этой должности она оставалась вплоть до середины января 1926, когда уступила свое кресло С.Иванову. Однако на этом «молодо-ленинецкая» эпопея Гильдиной не закончилась. Она почему-то осталась в газете (или ее попросили остаться?). Кем работала — об этом сохранившиеся документы умалчивают. Однако в одном из протоколов секретариата Московского комитета комсомола сохранилась интересная запись.
Из протокола №36 от 18 января 1927 года:
«...Отклонить просьбу т. Гильдиной об отпуске ее с работы в редакции...»
Известно, что Гильдина была в это время членом коллегии отдела печати Московского комитета комсомола, так что она вполне могла совмещать эти обязанности с работой в редакции.
На должность заместителя редактора газеты, ввиду ее большой ответственности, также зачастую назначали опытных комсомольских функционеров, порой даже работников ЦК комсомола. Об одном из них нашлось упоминание в секретном протоколе заседания секретариата МК ВЛКСМ от 1 марта 1927 года:
«...2. О заместителе редактора газеты «Молодой ленинец». Секретариат постановляет: Зам. редактора... утвердить т. Кемрад. Просить ЦК ВЛКСМ отпустить т. Кемрад в распоряжение МК ВЛКСМ».
Впрочем, трудовой путь этого бывшего цековского работника в «молодежке» оказался довольно коротким. Уже на заседании 19 мая того же года секретариат МК постановил:
«Т. Кемрада с работы в редакции газеты «Молодой ленинец» отозвать и передать в распоряжение Орготдела МК для использования по усмотрению».
Хотя «баланс сил» в редакции при этом все-таки сохранили. В том же протоколе содержится информация о назначении зав. комсомольским отделом «МЛ» т. Тетерина — члена МК ВЛКСМ, работавшего до сего момента секретарем одного из московских уездных комитетов комсомола.