Инициатива, подписанная группой депутатов-единороссов, стала ответом на сигналы о новом способе незаконного отъема квартир у граждан: 9 июля она была принята в первом чтении, а уже 10 июля профильный комитет одобрил подготовленный ко второму чтению текст. В целом закон планируется принять на следующей неделе.
В пояснительной записке рассказывается, как ловко мошенники пользуются дырами в действующих законах. Закон «О государственной регистрации недвижимости» разрешает подавать документы на регистрацию прав собственности в электронном виде - на основании заявления, подписанного усиленной электронной подписью, через официальный сайт Росреестра или через единый портал государственных и муниципальных услуг. Электронную подпись предварительно нужно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центров. Эти центры выдают желающему оформить электронную подпись сертификат ключа проверки на дискете или флэшке - с данными, подтверждающими принадлежность подписи конкретному гражданину.
Но никакой защиты от риска получения ключа злоумышленниками нет: закон «Об электронной подписи» позволяет выдавать его и на основании копии паспорта, и на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме (то есть без участия нотариуса). И ничто не мешает мошеннику, завладевшему ключом электронной подписи или копией паспорта собственника, подать документы в Росреестр с заявлением о продаже его квартиры. Вспомните, сколько раз и по каким разнообразным поводам от нас требуют копии паспортов, и сразу поймете, насколько мы уязвимы…
Предлагается поставить заслон такого рода безобразиям хотя бы в законе «О государственной регистрации недвижимости». Один из авторов инициативы, глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»), рассказал: особенно часто жертвами мошеннических сделок при помощи электронных подписей становятся граждане, которые купили квартиры в качестве инвестиции, сами там не проживают, и иногда обнаруживают, что недвижимость «уплыла», лишь когда её успеют перепродать «по 300-400 раз». Если ничего не делать, «это всё взорвется, потому что на минном поле сейчас все», считает депутат.
Предлагается для граждан-собственников прописать: Росреестр будет регистрировать сделки по отчуждению их недвижимости при подаче пакета документов с использованием электронной подписи лишь в том случае, если ранее сам собственник подавал заявление о согласии на совершении сделок в таком виде, и в Едином реестре недвижимости сделана соответствующая пометка. Если заявления и пометки нет - чиновники обязаны документы вернуть без рассмотрения, а собственника в тот же день уведомить о попытке его квартиру продать или подарить.
Подать заявление о согласии на использование электронной подписи можно будет лично или по почте, но во втором случае необходимо заверить его у нотариуса. Депутаты спрашивали, как можно защититься и от нотариусов, которые тоже бывают недобросовестными. В таком случае надежда только на «меры уголовно-правовой защиты», признал г-н Крашенинников.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты вышли на проблему безопасности персональных данных вообще в связи с грядущей тотальной цифровизацией. «Вопрос носит системный характер, потому что в будущем мы с ним столкнемся при переходе на электронные паспорта и так далее»,- заметил Михаил Шеремет («ЕР»), и поинтересовался, рассматривались ли предложения об ограничении сегментов использования электронной подписи вообще. Г-н Крашенинников напомнил: в Госдуму группой сенаторов уже внесен законопроект о контроле за удостоверяющими центрами, об их аккредитации и лицензировании, но «если ждать, пока вопрос про центры решиться, мы дискредитируем всю цифровизацию».
Законопроекты о переходе с 2020 года на электронные трудовые книжки уже поступили на рассмотрение в Госдуму, а электронные паспорта появятся, по предварительным планам правительства, в 2022 году.
Правительство предлагало ограничить срок действия ограничений на регистрацию сделок с недвижимостью с использованием электронной подписи тремя-пятью годами. Но профильный комитет такого рода предложения не поддержал. Как пояснил «МК» г-н Крашенинников, «решили, что это несерьезно - вот если и когда сделают использование электронной подписи более безопасным, тогда и отменим все ограничения».
10 июля Комитет по госстроительству подготовил ко второму чтению ещё один любопытный законопроект - о праве добросовестных приобретателей жилья требовать компенсацию из федерального бюджета в том случае, если жилье они, того не зная, купили у мошенников, и его по решению суда отобрали, а сам мошенник возмещать ущерб не хочет или не может.