Несклонность россиян работать по специальности Ольга Васильева проиллюстрировала примером поступающих в педвузы, «лишь 70% которых получают диплом и лишь половина выпускников которых доходит непосредственно до школьного класса». Это значит, что в школы приходит лишь каждый третий отучившийся на преподавателя. Между тем, по данным директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, 81% (!) работающих в сфере образования утверждают, что они работают по специальности.
Правда, не все так просто, призналась она: «К примеру, работает ли по специальности на посту ректора МГУ им. Ломоносова математик по образованию Виктор Антонович Садовничий? Или человек, который окончил педвуз с дипломом учителя математики, но работает с компьютерными технологиями? Или специалист по дизайну костюмов, работающий дизайнером сайта?»
В современном мире, считает эксперт, «все наши прежние представления, что человек должен всю жизнь трудиться по специальности, больше не работают! Так, «не по специальности», к примеру, работают 60% выпускников Гарварда. Да и сам переход современной системы высшего образования на двухступенчатую модель бакалавриат + магистратура олицетворяет возможность молодого человека уже в вузе выбрать не один путь, а два! Более того. Чем сильнее экономика, тем выше доля работающих «не по специальности». Так, в столицах российских регионов их много меньше, чем в Москве, а на селе и в дотационных регионах еще меньше — слишком узкий там рынок труда. Сегодня работа по специальности — это отрыжка старой советской, очень консервативной экономики! Специальности и профессии меняются так быстро, что образование за ними попросту не успевает!»
Сами старшеклассники в силу психолого-физиологических особенностей своего возраста также не могут еще сделать продуманного и глубоко осознанного выбора будущей профессии, констатировала специалист по подростковой психологии Юлия Меркурьева:
— Подростковый возраст находится за пределами осознанного выбора! Перспектива в этом плане есть лишь у детей, еще в школе имеющих возможность попробовать себя в разных сферах деятельности. Большинство же следуют алгоритму: сдать ЕГЭ — поступить в вуз, а уж решать, чем заниматься будем, когда его закончим. При этом поступление в вуз зачастую вообще не связано с интересами ребенка, а вызвано тем, что социум диктует: «Высшее образование — это норма, а тот, кто не поступил, — неудачник!»
Впрочем, самоопределению студентов в будущей «взрослой» трудовой жизни может помочь вуз. Пример тому — Московский городской педагогический университет, подавляющее большинство выпускников которого работают в школе:
— Работу по специальности после вуза определяют три главных фактора, — рассказал руководитель вузовского управления стратегического развития Кирилл Баранников. — Это среда университета, предоставляющая студентам возможность увидеть весь современный спектр деятельности педагогов (например, работу аниматора) и попробовать себя в нем; насыщенная педагогическая среда (в Москве, например, это возможности, которые открывает «Московская электронная школа») и переосмысление миссии педагога, являющегося сегодня не толмачом, пересказывающим учебники, а навигатором в мире знаний.
Тем же путем идет и Московский госуниверситет пищевых производств, рассказал ректор вуза Михаил Балыхин:
— За время обучения наши студенты могут пройти несколько профессий, попробовав себя в роли инженера, технолога или управленца. Однако по окончании вуза они могут и открыть свое дело, благо мы выпускаем их практически готовыми командами для стартапа. И кто сказал, что в этом случае они принесут меньше пользы экономике страны, чем если бы пошли «работать по специальности» в уже существующие предприятия? Думаю, определять по этому критерию эффективность вуза сегодня неверно: его задача в стремительно меняющемся мире быть генератором возможностей, которые открывает создание новых ячеек экономики.