Суррогатное материнство – одна из вспомогательных репродуктивных технологий: женщина вынашивает ребенка для его родителей. Отношение к этому способу решения проблемы бесплодия или невозможности выносить ребенка в разных странах разное. В Германии, Австрии, Франции, Италии, Швеции и Норвегии, например, суррогатное материнство запрещено. Есть страны (Великобритания, Израиль, Нидерланды, Индия, Канада и другие), где запрещено лишь использование суррогатного материнства в коммерческих целях. В России суррогатное материнство разрешено законом и в коммерческих целях тоже – при условии, что суррогатная мать не является одновременно донором яйцеклетки, то есть вынашивает чуждого ей генетически ребенка. По данным Российской Ассоциации репродукции, на долю суррогатного материнства сейчас приходится от 1% до 1,7% от всех случаев использования репродуктивных технологий (1-2 тысячи случаев в год).
При этом с точки зрения права многие важные вопросы не урегулированы. На Петербургском международном юридическом форуме в мае 2019 года в ходе специальной дискуссии одной из проблем, вызванных «правовым вакуумом», председатель судебного состава по семейным делам и делам о защите прав детей Верховного Суда Александр Кликушин назвал противоречивость и неконкретность действующего законодательства о регистрации детей, рожденных суррогатными матерями.
Законопроект, который в целом, но с замечаниями одобрен правительственной комиссией 1 июля, призван решить эту проблему. Его авторы – группа сенаторов во главе с главой Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерием Рязанским.
В пояснительной записке к инициативе говорится, что с 2011 года закон «Об основах охраны здоровья» определяет категории граждан, которые могут воспользоваться услугами суррогатной матери: это мужчина и женщина, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, и одинокая женщина. Но при этом Семейный кодекс категоричен: в качестве родителей ребенка, родившегося в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, могут быть записаны только лица, состоящие в браке между собой. Той же логики придерживается и законодательство об органах регистрации актов гражданского состояния. В итоге ЗАГСы, утверждают сенаторы, «отказывают в регистрации детей мужчинам и женщинам, не состоящим в браке, и одиноким женщинам, которые воспользовались суррогатным материнством». Единственная возможность зарегистрировать рождение ребенка для граждан этих категорий – обращение в суд. И хотя суды, как правило, становятся на сторону родителей и предписывают таких детей зарегистрировать, процедура длительная, и все это время ребенок в правовом смысле как бы повисает в воздухе – он есть, но его для государства как бы нет.
Противоречивость законодательства приводит и к анекдотическим случаям. Г-н Кликушин в выступлении на Питерском юридическом форуме сообщил, что за последние 3 года в «северной столице» только на свое имя через суды оформили отцовство 14 одиноких отцов, обратившихся к суррогатным матерям. «А в графе мать что стоит? Прочерк? Получаются люди с неопределенным правовым статусом. Он родился, а у него матери нет, как такое может быть? Это нонсенс!» - сказал судья…
Сенаторы хотят привести в соответствие положения о регистрации рожденных от суррогатных матерей детей в разных законах, и более четко регламентировать процедуру. В частности, в Семейном кодексе предлагается прописать, что право зарегистрироваться родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, могут как состоящие в браке, так и не состоящие в браке мужчина и женщина, а также одинокая женщина. Для этого надо будет представить нотариально удостоверенный договор о переносе донорского эмбриона, вынашивании плода и рождении ребенка (сейчас достаточно обычного договора о предоставлении услуг). Причем, следует из текста законопроекта, в договоре обязательно должен быть пункт о согласии суррогатной матери на то, что родителями ребенка станут оплатившие ее услуги, как и пункт о намерении потенциальных родителей быть записанными в свидетельстве о рождении малыша.