Отвечает Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол:
- Казалось бы, если гражданин обучается вождению, то все риски, связанные с этим процессом, берет на себя автошкола. Однако никаких законов, регламентирующих подобные ситуации, сегодня в России нет.
Поэтому даже многоопытные гаишники, разбирающие инцидент, виновного в нем не назначают — мол, разбирайтесь сами. И в вынесении подобного вердикта очень «помогают» ПДД. Пункт 1.2 этого свода дорожных законов гласит, что водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. То есть, в нашем случае — курсант. Но читаем дальше и в следующем предложении видим: «К водителю приравнивается обучающий вождению». Ага, значит, и инструктор тоже «рулевой». В учебной машине, получается, два шофера, ответственных за все происходящее? Бессмыслица какая-то. Но, повторимся, других нормативно-правовых актов, в которых можно было бы поискать истину, сегодня, попросту нет. И на практике все в итоге решает конкретный судья, к которому попадает дело. А предугадать, на чью сторону встанет Фемида, невозможно — как повезет. Самый эффективный способ защититься от возможных размолвок с «педагогами» — это внимательнее относиться к выбору учебного заведения.
Не нужно вестись на привлекательные ценники и близость к дому. Ориентируйтесь на отзывы и рекомендации друзей — там, где трудятся высококвалифицированные инструкторы, контролирующие курсантов ежесекундно, подобные проблемы практически исключены. Кроме того, автошколы, которые заботятся о своей репутации, включают в договор об оказании услуг пункт, где оговаривается, что материальную ответственность за учебную машину несет сама компания. Однако таких учебных заведений по пальцам пересчитать. Большинство из них, наоборот, заранее вешают ответственность на ученика.