По оценке директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяны Клячко, «в крупных городах, думая о ЕГЭ и ОГЭ (основной государственный экзамен) для девятиклассников, берут репетиторов уже с 4-х классов. Особенно в так называемых хороших школах. Так, в прошлом году в 9-х классах, по данным соцопросов, для подготовки к ОГЭ репетиторов взяли 68% семей, имевших девятиклассника».
К выпуску же, по ее оценке, 85% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование, но лишь 23% считают, что школа готовит к сдаче ЕГЭ на высокие баллы. Не удивительно, что за последние полтора десятка лет общий рынок репетиторских услуг вырос... в 6–7 раз: «В 2000 году при первом нашем исследования мы оценивали общий рынок репетиторских услуг примерно в $300–350 млн. Для сравнения, государство тогда давало на все российские вузы $1 млрд... А сейчас рынок услуг репетиторов составляет, по разным оценкам, до 200 млрд руб., но, думаю, что скорее всего меньше — около 100–120 млрд руб.», — констатировала эксперт. Почему же это происходит?
Исходя из своего опыта, репетитор, решившаяся поднять эту важнейшую тему в Интернете, приводит две основные причины: ребенок не слушает учителя в школе, занимаясь там посторонними делами; у него нет времени готовиться к урокам из-за загруженности дополнительными занятиями. Подчеркнем: об обращениях к ее услугам из-за неуспеваемости или стремления наверстать упущенное, к примеру, по болезни, репетитор не упоминает: ее «клиенты» явно на здоровье не жалуются, да и способностями не обделены. Так с чем же они приходят? Вот несколько историй из первых рук, изложенных в Яндекс-дзен канале "Записки репетитора".
«Приходит ко мне как-то девочка, занимаемся, и я ее что-то из русского спросила. А она мне говорит:
— Ой, это мы как раз сегодня проходили на русском, только я ничего не знаю.
— А почему? Вы не поняли? Или что?
— Да мы училку не слушали, мы бесились. А что, я потом все равно это с репетитором разберу.
— Отлично, — говорю, — то есть бесплатно учиться вы не считаете нужным. Что же, получайте знания за деньги».
А вот другой случай: «Одноклассница моей дочери получила за что-то «трояк» и говорит:
— Ну, конечно, я не успела подготовиться. Мне же некогда. Я вчера два часа с репетитором занималась, домашку сделать не успела.
Я спрашиваю:
— А почему ты к репетитору ходишь?
— Потому что так надо!
В другой раз ко мне приходит со школьным домашним заданием. Мое не сделала — некогда. Школьное тоже не сделала. Выясняю, почему.
— Потому что я на английском русский доделывала. А то дома не успела, делала задание репетитору по математике. А на русском пришлось быстро математику делать, потому что тоже не успела».
Особенно потрясает репетитора со стажем наплевательское отношение семей учащихся, не говоря о детях, к «законно» бесплатным школьным урокам и готовность в любой момент променять их на платные:
«Приходят ко мне мама с девочкой в середине учебного года, — рассказывает она. — А у меня уже расписание достаточно плотно забито. Ищем время — никак не получается. Вроде у меня свободно в три часа в среду — но у девочки семь уроков и она не будет успевать.
— Без проблем, я буду отпрашиваться с английского, — уверенно говорит девочка.
— Да вы что! — отвечаю. — Разве можно. Это ж официальный урок. И вас учитель не обязан отпускать, точнее даже права не имеет. Ведь, согласитесь, в первую очередь вся внеурочная деятельность подстраивается под школу, это даже не обсуждается.
Девочка таким негодующим тоном:
— Нет, а если мне к репетитору надо!
И мама подтверждающе кивает. Я предлагаю выходные. Не подойдет — а отдыхать ребенку когда? Уж не помню, о чем мы тогда договорились. Или не договорились вообще».
И наконец последняя история от репетитора:
«Еще одна девочка у меня, которая сдает 4 выпускных экзамена. Но у нее 6 репетиторов! По 4 экзаменационным предметам, ну тут понятно, и еще по двум (это включая меня). Учится на твердые «четверки». Школьные задания делать не успевает — сразу после уроков бежит по репетиторам. Точнее, ее отвозят родители. Попеременно папа с мамой — кто свободен. Или такси вызывают. Мою домашку тоже делает через раз — не успевает, опять же».
Комментарии, что называется, излишни. Но выводы напрашиваются. И знаете, что думает по этому поводу репетитор? А вот что:
— Во всех этих случаях репетиторы — вред! Потому что ребенок привыкает к тому, что кто-то ему все разжует, кто-то за него все сделает. Он на уроках даже не пытается соображать сам. А зачем? Пойду к репетитору — он объяснит. У него есть «уважительная причина» не делать домашние задания — а некогда, репетиторы (к занятиям с которыми он тоже не готовится). И в результате он не делает что-то, а создает видимость бурной деятельности и ужасной занятости. И ведь действительно устает. Так и хочется спросить: а просто сидеть на уроке и внимательно слушать не пробовали? Причем на русском заниматься русским, а не делать под партой математику? А на математике — математикой, а не английским для репетитора? А регулярно делать школьную домашку не пытались? Может, в этом случае и репетиторы бы не понадобились? Как вы считаете? — вопрошает репетитор.