Меня всегда интересовал этот вопрос, и на днях я обсудила его с бывалым спецназовцем, который, правда, сам давно уже никого не разгоняет, поскольку сменил род занятий.
«Положим, женщина, — сказала я, — немолодая, опрятно одетая, подходит к шеренге бойцов и принимается им объяснять, что люди вышли на акцию и за их будущее тоже, чтоб они и их дети жили в свободной стране, поэтому не надо их бить и разгонять. Понимают бойцы, о чем она говорит? Прислушиваются к ней?»
Бывалый спецназовец сказал: конечно, нет. Ни слушать, ни разговаривать они не настроены. Потому что вот эта женщина — она приехала, походила час-другой, удовлетворила общественный темперамент и пошла в кафе обедать с приятелями, которые, как и она, сюда приехали из дома. А бойцы приехали из казармы, подняли их в четыре, а здесь они стоят с шести утра «не жрамши, не срамши». И будут еще стоять бог знает сколько.
Они на эту женщину смотрят примерно так же, как продавщицы в советском гастрономе смотрели на покупателей: вас много, а я — одна. И мечтают только об одном — чтоб сегодняшняя рэволюция скорее закончилась, и их увезли обратно в бригаду, и можно было бы поесть и отдохнуть наконец.
Поэтому читать им лекции бесполезно. Не тратьте время.
На вопрос, зачем выхватывают случайных людей и ведут в автозаки, бывалый спецназовец сказал, что этого никто не знает. Это самая наша большая Военная Тайна.
Большое скопление людей должно быть под контролем сил правопорядка — это железное правило. Потому что мало ли что. А если они друг с другом драться начнут? Их надо будет растаскивать, нейтрализовывать буйных. На такой случай и приезжают автозаки. Чтоб буйных можно было скрутить и увезти в отделение.
Но если нет буйных, тогда получается, автозаки впустую гоняли на мероприятие.
Для того чтоб избежать вот этого бесхозяйственного «впустую», их заполняют случайно выхваченными из толпы гражданами. Хотя объективно никакого смысла в выхватывании нет. Тем более многих выхваченных быстро отпускают.
Возможно, это делается, чтоб была движуха. Чтоб бойцы не стояли как истуканы, перегородив улицу, а как-то шевелились и разминались. Чтоб их занять. А то им же скучно стоять целый день.
По словам спецназовца, бойцов инструктируют, чтоб не били женщин, подростков и стариков. Поэтому специально на них не охотятся. Но иногда они попадают под горячую руку, такое бывает.
Да и женщины тоже всякие бывают, если честно. Когда они громко кричат, машут руками, напрыгивают, бойцы их начинают бояться. От страха переходят грань и лупят всех подряд.
Не напрыгивайте.
Впрочем, страх у бойцов на таких акциях присутствует постоянно. Вернее, это не совсем страх, но сильное напряжение, вызванное опасениями провокаций. Бойцов целенаправленно готовят к тому, что в толпе могут оказаться провокаторы. Даже не могут, а скорее всего, окажутся. Которым надо спровоцировать столкновение мирных людей с полицией. Чтоб кого-то ранили или даже убили, чтоб текла кровь, которую мирные люди поставят в вину властям, и случится то, чего власти стараются всеми силами избегать — «раскачивание лодки».
Напряжение, в котором они находятся с раннего утра, легко выливается в срыв. Тогда они применяют избыточную силу.
Хорошо это или нехорошо? Правильно или неправильно? Такими терминами они не мыслят. По словам бывшего спецназовца, бойцы думают главным образом о том, чтоб: а) им самим не прилетело и б) чтоб все поскорее закончилось и можно было наконец расслабиться.
Угрызений по поводу того, что разогнали мирных людей, они не испытывают. Это их работа.
У мирных людей есть выбор: идти на акцию в праздничный день или ехать, к примеру, на пляж жарить шашлыки. У бойцов такого выбора нет. Поэтому-то мирные люди их прежде всего и раздражают.
Поехали бы на пляж — и бойцы бы тогда тоже могли туда ехать, у них бы был выходной. Так нет же, толкутся в городе. Приключений ищут себе на голову. Разогнать бы их сразу — и дело с концом.
МЕЖДУ ТЕМ
Президент России Владимир Путин в четверг, 13 июня, подписал указ об освобождении от должности двух генералов полиции: генерал-майора полиции Юрия Девяткина и генерал-майора полиции Андрея Пучкова. Девяткин занимал должность начальника управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД по Москве, а Андрей Пучков — начальника управления внутренних дел по Западному административному округу Главного управления МВД по Москве. Как сообщила пресс-служба Кремля, оба генерала были связаны со скандальным арестом журналиста «Медузы» Ивана Голунова.
Ранее, 11 июня, глава МВД Владимир Колокольцев обратился к президенту с просьбой освободить от должности на время внутреннего расследования генералов Девяткина и Пучкова. Глава МВД также заявил, что службой внутренней безопасности будет проведена оценка правомерности действий всех сотрудников, которые связаны с делом Ивана Голунова.