И он бы не проголосовал за автокефалию 15 декабря прошлого года, если бы заранее знал, на каких условиях «независимость» будет ей дана Вселенским (Константинопольским) патриархатом.
«Московский патриархат служит интересам Москвы, новая православная церковь Украины – грекам. А кто будет служить Украине?» - сказал Филарет на проходящем в Киеве форуме украинской интеллигенции «За Украинскую православную церковь! За киевский патриархат».
Разлад в святом семействе произошел, собственно, из-за вещей вполне земных, которых в миру называет раздачей портфелей.
Раньше Филарет был главой Украинской православной церкви (УПЦ) Киевского патриархата. После создания единой автокефальной церкви Украины (ПЦУ), ее предстоятелем стал митрополит Епифаний. А Филарет, в знак признания его «заслуг» в раскол православной церкви, получил титул почетного патриарха. С наилучшими заверениями, что управлять ПЦУ на равных будут и Епифаний, и Филарет.
Да вот незадача: договоренность не состоялась. Епифаний своим указом признал недействительными все документы УПЦ Киевского патриархата после 30 января нынешнего года. А позже выяснилось, что УПЦ КП не признает и Вселенский патриархат.
На сколько значимо для верующих мнение раскольника Филарета?
- Для Украинской православной церкви уход Филарета – огромный подарок, - считает преподаватель Московской духовной академии, протодиакон Андрей КУРАЕВ.- Существенно упростится ее диалог с Православной церковью Украины, оздоровится сама атмосфера.
У Филарета, наверное, останется какое-то количество прихожан. Но это их личное дело, в церковь никого силой не тянут. А Патриархом сегодня себя может считать каждый.