Справедливости ради нужно сказать, что первым ударил в набат «МК». Еще в октябре минувшего года газета опубликовала статью, в которой был поднят вопрос местонахождения обугленных косточек Алексея и Марии.
Поводом послужила информация наших источников о том, что останки, находившиеся до того в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, главного храма Новоспасского ставропигиального мужского монастыря (Москва), в помещении монастырского музея, весной 2018 года были перемещены в неизвестном направлении.
Для справки: в Новоспасском монастыре прах царских детей находился с декабря 2015 года. Выбор места, кстати, абсолютно логичен: подклет Спасо-Преображенского собора, храм преподобного Романа Сладкопевца, — родовая усыпальница бояр Романовых. До этого останки хранились в Госархиве, но после возобновления СКР дела об убийстве царской семьи останки были переданы по решению правительства на хранение Русской православной церкви — вплоть до окончания следственных действий.
Причем особого секрета из нового временного пристанища останков тогда не делалось. Не говорилось, правда, в каком именно монастырском храме они хранятся, но сам факт их нахождения в обители тайной не был. Об этом, в частности, уверенно говорил прежний хранитель останков — ныне научный руководитель, а на тот момент директор ГАРФ Сергей Мироненко. А программа «Вести в субботу» даже показала, как гробики-ковчеги перевозятся на лимузине-катафалке из Госархива в Новоспасский.
Готовя ту, октябрьскую публикацию, обозреватель «МК» также обратился за разъяснением в приемную настоятеля обители. Но в тот раз ответ был несколько иным. Представители монастыря не стали отрицать, что останки действительно находились в монастыре. Но заверили, что больше не находятся: возвращены, мол, Следственному комитету. Однако СКР эту версию не подтвердил.
«Останки детей Николая II — цесаревича Алексея и великой княжны Марии, обнаруженные в 2007 г. недалеко от г. Екатеринбурга, хранятся в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы в специально изготовленных для этого ковчегах», — сообщается в письме заместителя председателя Следственного комитета РФ Игоря Краснова члену Совета Федерации Людмиле Нарусовой, с которым удалось ознакомиться обозревателю «МК». Документ датирован 14 сентября 2018 года.
В общем интрига. Ваш покорный слуга предположил тогда, что «поздравлять соврамши» нужно следственное ведомство. И оказался не прав: грех лжесвидетельства, судя по всему, взяли на себя монахи. По данным источников «МК», прах Алексея и Марии по-прежнему находится на территории Новоспасского монастыря. Только теперь в другом храме — во имя Николая Чудотворца. Его называют также «братским», поскольку он находится в Братском корпусе, в котором расположены монашеские кельи. По свидетельству информированных собеседников обозревателя «МК», ковчеги с останками установлены в алтаре храма.
Впрочем, возможно, монахи, общавшиеся с прессой, не так уж и грешны: они просто могли быть не в курсе дела. Далеко ведь не все насельники посвящены в детали этой сверхсекретной операции. А те, что посвящены, держат рот на замке: по нашим данным, со всех причастных к тайне взята подписка о неразглашении.
Определенная логика в такой секретности есть. Если Госархив плотно охраняет полиция, выставлены аж три линии защиты, то монастырь — несравнимо менее защищенный объект. А среди отрицателей подлинности останков немало психически неуравновешенных людей, которые могут попытаться уничтожить «лжемощи» или как минимум осквернить их. Но тогда не понятно, зачем вообще было рисковать, перемещая останки из стопроцентно надежного места.
Впрочем, в РПЦ объясняют таинственность совсем другими соображениями. «Мы не называем тот монастырь, в котором хранятся эти останки, потому что их принадлежность не установлена, и поэтому они не открыты для посещения верующими людьми», — заявил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. И вот здесь — явное нарушение логики. Не только светской, но и церковной.
Что касается светской, то СКР еще летом заявил, что все проведенные экспертизы подтвердили принадлежность екатеринбургских останков членам царской семьи. То есть с юридической точки зрения никаких сомнений больше нет. Да, у церкви иные критерии подлинности святых мощей. Главный из них — чудотворность. Но эта логика предполагает как раз максимально открытый доступ богомольцев к останкам. Как же иначе удостоверить чудо?
Теоретически нельзя исключить, правда, что церковное начальство проводит такого рода опыты, так сказать, в узком кругу. На самих себе. Однако в этом случае вряд ли можно говорить о чистоте эксперимента. Господь вполне может лишить своей благодати тех, кто так долго отвергает святость святыни.