Первая же попытка запустить кондей в душной и жаркой пробке может закончиться плачевно. После зимы, когда система находилась в состоянии постоянного накопления конденсата, а кондиционер не включали на протяжении долгих месяцев, появятся неприятные запахи. Бактерии и споры плесени, которые в огромном количестве развились в испарителе и трубках, помимо вони вызывают множество болезней и хворей. Особенно такой «воздух» опасен для детей. Одним словом, эксплуатация авто становится вредной для здоровья.
Безусловно, можно довериться профессионалам. Но за процедуры придется заплатить, а их стоимость может стать неприятным сюрпризом. Выход один: надеть резиновые перчатки и сделать все самостоятельно.
Первым делом следует снять салонный фильтр и проинспектировать его состояние: замена этого расходника никогда не бывает лишней, поскольку его мойка и чистка не принесут должного эффекта. Скорее, наоборот: не просушенный до конца, он только усугубит проблему. Так что смело покупаем новый салонный фильтр, благо стоит он недорого, и приступаем непосредственно к процессу очистки.
Сначала немного теории. Главный источник неприятного запаха и спор плесени — это не трубки и не воздуходувы, а спрятанный в глубине под торпедо испаритель, который со временем наполняется конденсатом и становится идеальным убежищем для всех известных человеку грибков, палочек и прочих возбудителей заболеваний. Там влажно и тепло, так что долго ожидать появления бацилл не придется — уже через 2–3 года эксплуатации автомобиля в российских условиях наступает пора чистки кондиционера.
Если автомобиль совсем еще юн, то можно воспользоваться многочисленными спреями, позволяющими просто и быстро сделать очистку своими силами: задраив окна, заводим двигатель, включаем кондиционер в режиме «фокстрот» и активируем рециркуляцию воздуха. Баллон с химией необходимо установить перед водительским креслом и запустить орошение. Время работы указано в инструкции, а после завершения процедуры салон нужно как следует проветрить и поставить новый салонный фильтр. Ничего сложного и трудозатратного. При должной сноровке и желании можно уложиться в 45 минут.
Но подобный метод очистки имеет место быть исключительно у «гарантийного» авто. Если «железный конь» старше трех лет, нужны более действенные средства. Например, флакон с пеной: с помощью пластиковой трубки, идущей в комплекте, наполняем воздуховоды и трубы вентиляции и оставляем «откиснуть» на прописанное в инструкции время. Потом «гоняем» кондей в разных режимах и как следует проветриваем авто.
У всех вышеперечисленных методик есть один существенный недостаток: средства очистки в ярких банках стоят денег, а порой и немалых. Поэтому вместе с осознанием необходимости уборки кондиционера появились народные методы и народные же средства — различные дешевые препараты, применяемые для дезинфекции помещений и медицинских приборов. Самое простое и действенное — хлоргексидин. Его раствор можно приобрести в любой аптеке, а разбавив купленный состав спиртом, мы получим действенную химию для очистки даже самого запущенного кондиционера. При открытых дверях включаем кондиционер в максимальный режим и распыляем полученное средство в отверстие под воздушным фильтром. Бюджет не превысит сумму карманных денег у ребенка, а эффект — лучше, чем у «заморских» бутылочек. Единственный минус — фирменный больничный запах, который не выветрится за один день.