В интервью, которое размещено на сайте Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», она оценила действия экипажа самолета «Сухой суперджет» с точки зрения возможного психологического состояния пилотов в стрессовой ситуации.
По ее словам, у человека, как и у техники, есть «штатные» или обычные режимы работы головного мозга, а также и «нештатные» режимы, «когда происходят разного рода отклонения в психической деятельности».
«Грубая посадка самолета может быть обусловлена именно переходом психики пилота в такой неблагоприятный режим работы», - предположила специалист.
Она напомнила, что при усложнении обстановки возрастает и нервное возбуждение, которое обычно приводит пилота в состояние мобилизации. «Как говорят, мозг человека начинает быстрее «соображать»: оперативнее считать, сравнивать, принимать решения и выполнять действия».
Но если опасность «зашкаливает, а пилот не уверен, что сможет справиться с нештатной полетной ситуацией, то появляются такие «вредные» для деятельности пилота эмоции, как сильная тревога и страх. Они могут парализовать умственную активность пилота. По словам эксперта, это отражается и на умственной деятельности пилота, которая становится заторможенной и хаотичной. Возникают ошибки, вызванные стрессом.
По мнению Надежды Якимович, неуверенность в своих способностях может происходить из-за того, что «пилот не владеет надежными, то есть доведенными до полного автоматизма навыками ручного пилотирования самолета на посадке!»
Эксперт отметила, что в расследовании причин авиационных катастроф в последние десятилетия наметилась опасная тенденция.
«Расшифровкой речевых самописцев занимаются не ученые психофизиологии, а технические специалисты, которые не занимаются составлением «портрета» психического состояния пилота по акустическим и семантическим характеристикам речи. Они даже не знакомы с классификациями психических состояний, – они просто стенографируют высказывания пилотов», - отметила Надежда Якимович, которая более 37 лет занимается вопросами авиационной психологии.
По ее мнению, этого недостаточно, чтобы понять истинную природу ошибочных действий в работе мозга пилота и сделать «человеческий фактор» менее опасным как для пилотов, так и для авиапассажиров!
По ее словам, «никакого ретроспективного анализа причин, порождающих стресс и панику у пилотов», она нигде не встречала. Нет архива об особенностях психических состояний пилотов, в том числе о стрессовых и панических состояниях. Изучение неблагоприятных состояний у пилотов в полете началось относительно недавно - с работ психофизиолога Альфреда Сергеевича Белана, который в 80-е годы в лаборатории Транснадзора Министерства гражданской авиации занимался расшифровкой речевых самописцев. Белан предложил изучать особенности переговоров в кабине и восстанавливать по особенностям речи - акустическим, семантическим - картину психического состояния пилота.
Это помогало ему объяснить непонятную, на первый взгляд, причину появления ошибок в деятельности пилотов. А далее он пытался установить, какое неблагоприятное психическое состояние присутствовало у пилота на момент опасной ситуации и могло ли оно повлечь нарушение в работе мозговых функций. К неблагоприятным психическим состояниям он относил как стресс, утомление, доминантное состояние, астеническое состояние и т.п.