Акция «Бессмертный полк» проводится в Оттаве ежегодно. Городские власти и полиция без бюрократических препон дают согласие на проведение шествий. В минувшем году «Бессмертный полк» вызвал зубовный скрежет у активистов украинской общины Канады, обратившихся с жалобой к министру культуры страны Мелани Джоли. «Мы ничего не имеем против акций памяти по погибшим на войне, какое бы землячество их не проводило. Но мы решительно протестуем, когда для этого используются символы политического режима, совершившего самые большие преступления против человечности в истории», - говорилось в доносе. Нетрудно догадаться, что под «символом» имелась в виду копия Знамени Победы, водруженного над Рейхстагом майскими холодными ночами 1945-го.
На что рассчитывали украинские братья, остается загадкой, особенно с учетом того, что в русскоязычной колонне демонстрантов тоже были украинцы. И не только украинцы – один из демонстрантов нес государственный флаг Казахстана. Но какую бы цель активисты украинского сообщества не ставили, в нынешнем году в центре Оттавы вновь был отчетливо виден цвет знамен, под которыми сражались предки участников шествия.
Акции предшествовала большая работа оргкомитета праздника, в состав которого входили исключительно волонтеры, в том числе директор культурно-образовательного центра «Родник» и школы Святых Кирилла и Мефодия уроженка Казани Наталья Тарышкина. Школу и центр патронирует русский Казанско-Покровский Храм в Оттаве, прихожанином которого долгие годы был корреспондент «МК». С Натальей мы продолжаем дружить «через океан». Вот что она говорит:
«Все прошло замечательно, радостно. Прошли по Wellington мимо парламента и памятника канадским воинам, у памятника провели митинг, возложили венок и цветы. Пока шли, канадцы и туристы нас расспрашивали об акции, интересовались, поддерживали. С нами в строю шло несколько канадцев и много русскоговорящих из разных постсоветских государств».
После этого для эмигрантов-ветеранов и детей войны был организован банкет.
А 9 мая их чествовали в российском посольстве.
В Канаде день победы над гитлеровской Германией отмечается 8 мая, как и в большинстве стран. Он называется Victory in Europe Day – День Победы в Европе. Почему днем празднования VE-Day является 8 мая, а не 9-е? Дата выбрана вполне логично.
К 6 мая 1945 года бои прекратились почти повсеместно, а в ночь на 7 мая Германия официально признала свое поражение. В 02:40 по среднеевропейскому времени в Реймсе был подписан Акт капитуляции. От Германии его подписал генерал Альфред Йодль. Акт о капитуляции от лица союзников приняли генерал Беддел Смит и представитель Сталина генерал-майор Иван Суслопаров.
На следующий день, 8 мая 1945 года, Старый Свет бурно праздновал окончание войны. В Лондоне толпы ликующих людей хлынули на Трафальгарскую площадь и к Букингемскому дворцу, где их поздравляли с балкона король Великобритании Георг VI, королева Елизавета и Уинстон Черчилль. Праздновали победу в этот день и граждане США, хотя там еще продолжался траур по ушедшему из жизни менее чем за месяц до этого президенту Франклину Д. Рузвельту.
Подписанный 7 мая Акт о капитуляции чем-то не угодил Сталину. Возможно, его неприятие было прелюдией к становившемуся неизбежным охлаждению отношений между вчерашними союзниками. Генерал-майор Суслопаров получил выговор, маршалу Жукову было поручено еще раз принять в Берлине капитуляцию от представителей всех видов германских вооруженных сил. Новый акт был подписан в ночь на 9 мая, в 00:43 по московскому времени. По среднеевропейскому времени день 9 мая еще не наступил, так что для европейцев и вторая капитуляция была подписана 8 мая. Новый день не наступил и в Новом Свете. Вероятно, в знак особого уважения к подвигам советских бойцов под новым актом поставили подписи представители США, Великобритании и Франции.
«Канадцы участвовали в войне начиная с сентября 1939 года, переоснащая наши фабрики, мобилизуя наших мужчин и женщин на фронт, отправляя за океан наши ресурсы и войска. Еще до того, как в схватку вступили Соединенные Штаты, Канада была вместе с Великобританией и угнетенными народами Западной Европы, сражаясь с нацистской Германией и ее союзниками, - читаем в Канадской Энциклопедии. – 42 тысячи граждан Канады погибли, еще десятки тысяч получили ранения и прошли через лагеря для военнопленных». В статье говорится, что канадские боевые подразделения приняли участие в освобождении Бельгии и Нидерландов.
В другой статье сказано, что во Второй Мировой войне в разном качестве приняло участие порядка миллиона канадцев. С учетом того, что население страны тогда составляло 11 миллионов человек, это почти каждый десятый. Кроме того, на тот момент Канада являлась четвертой страной мира по производству боевых материалов и оружия. «Благодаря войне Канада вышла на новый уровень международного признания», - пишет автор.
Празднование самого первого VE-Day в канадских городах и весях было настолько бурным, что, например, в столице провинции Nova Scotia городе Галифакс власти распорядились временно закрыть магазины, торговавшие алкоголем. Эта мера едва ли способствовала воцарению порядка и покоя – запертые магазины подверглись штурму горожан, среди которых были те, кто еще недавно штурмовал гитлеровские бастионы в Европе. Участники спонтанных походов за веселящими напитками нанесли ущерб 550 магазинам, общий финансовый убыток зашкалил за миллион канадских долларов.
В наши дни ничего подобного, конечно, не происходит. 8 мая действующий премьер-министр страны поздравляет ветеранов на площади перед зданием парламента, колонна фронтовиков, которых в Канаде, как и везде, становится драматически мало, проходит по центральным улицам с военными оркестрами.
В этот день праздничные шествия проводятся в Канаде повсеместно. Много лет назад корреспондент «МК» побывал на праздновании VE-Day в Монреале.
По центральной улице Сан-Катрин прошли колонны победителей в военной форме, они несли флаги Канады и провинции Квебек, боевые знамена частей и подразделений, в которых служили. Впереди шел военный оркестр, наполнявший весенний воздух звуками волынок и барабанов. Вдоль дороги на тротуарах стояли люди, много людей. Они бросали ветеранам цветы, приветствовали, поздравляли по-французски и по-английски, жали старикам руки. Многие привели с собой детей.
Проходя мимо, со мной встретился глазами старик-азиат с медалями, низкорослый, широкоплечий, морщинистый, судя по лицу — филиппинец. Я пожал его сухую, крепкую руку. Если бы он знал, что я русский, то, возможно, ему бы захотелось поговорить. Я бы его поздравил и сказал, что мои деды были солдатами той войны, которая стала самым горестным и великим событием его биографии. И что оба, как и он, вернулись с нее живыми.