Исполнительный директор группы компаний "Пожарный центр", спасатель Александр Старостин рассказал «МК», что поведение людей, искавших багаж, обусловлено прежде всего стрессом. Что касается пассажиров хвостовой части салона - всего несколько вдохов уже не оставили им возможности выжить.
- Александр, существуют ли универсальные советы, как спастись в подобной ситуации?
- Если мы говорим о воздушных судах, прежде всего необходимо очень внимательно слушать предполетный инструктаж. Нужно помнить, что каждый самолет имеет свои особенности. И в рамках инструктажа эта информация доносится до пассажиров в доступной для них форме. Также перед пассажиром всегда находится памятка, с которой необходимо ознакомиться самостоятельно.
Надо понимать, что бортовой экипаж, стюардессы — это не официанты, которые должны разносить еду, а сотрудники службы безопасности судна. И когда они просят соблюдать какие-то правила и дают команды, их надо не оспаривать, а немедленно подчиняться. Эти секунды порой решают всё.
Не зря перед взлетом и посадкой просят вынуть наушники из ушей, отключить устройства. Это делается ради безопасности пассажиров. Потому что в случае возникновения нештатной ситуации эти предметы, во-первых, будут мешать, а во-вторых, отвлеченный на них человек может не услышать важной команды или инструкции. В принципе, соблюдение этих простых норм и правил, которые написаны кровью, помогут сохранить жизнь и здоровье.
- Люди, находившиеся в хвосте самолета, не успели выйти, потому что отравились продуктами горения. Что-то можно было сделать, чтобы отсрочить этот момент?
- Помните, что мы с вами говорим о достаточно небольшом временном промежутке. Прежде всего важно не поддаваться панике и не создавать ее, что, к сожалению, происходит очень быстро. Горючие газы и продукты горения не сразу заполняют весь объем помещения. В связи с тем что они обладают повышенной температурой, они будут скапливаться сначала в вышележащих воздушных прослойках — под потолком. А в районе пола создается воздушная прослойка, в которой какое-то время можно самостоятельно дышать без специальных средств. Достаточно просто пригнуться и эвакуироваться не в полный рост, а ползком, находясь ниже уровня задымления.
В качестве фильтрующего элемента, безусловно, можно использовать одежду — закрыть органы дыхания майкой, рубашкой. Но так, чтобы это не стесняло и не сковывало движения. И в этот же момент ни в коем случае нельзя думать о том, как бы забрать свой багаж. Надо забыть о вещах и двигаться именно к тому выходу, к которому направляет бортовой экипаж.
- Судя по тому, что мы наблюдали на видео и что рассказывают очевидцы, именно это и произошло в салоне «Суперджета» - люди стали доставать сумки и чемоданы и эвакуироваться с ними. Почему они вообще так себя повели? Неужели вещи для них важнее жизни?
- Люди в стрессе не могут адекватно оценить ситуацию. И тем более в этом состоянии они не задумываются об окружающих. Почему, в том числе, особенно опасна паника? Потому что в паническом состоянии примерно такой же механизм действий — человек становится слабоуправляемым. Поэтому многие пытались на инстинктах ухватить свою сумку, надеть туфли на каблуках - то есть сделать все то, что категорически запрещено при эвакуации. А драгоценные секунды терялись.
- То есть мозг отказывает настолько, что даже когда над тобой стоит бортпроводник и кричит «не трогайте вещи», ты не способен эту информацию переварить?
- Да, человек под воздействием стресса ведет себя по-разному. Кто-то впадает в ступор, у кого-то случается истерика, начинается гиперактивность. И задача экипажа в том числе купировать эти ситуации по мере возможности. Но понятно, что, когда паникует несколько десятков пассажиров, трех-четырех человек экипажа не хватает, чтобы успокоить каждого. На это тратится время. Поэтому начинают работать другие принципы.
- Люди, живущие в больших городах, регулярно слышат в объявлениях фразу, что в случае ЧП необходимо сохранять спокойствие. Но получается, что в данной ситуации этот принцип сработал ровно наборот. Те люди, которые дисциплинированно сидели на местах и ждали указаний бортпроводников, погибли. Как же быть?
- В любом случае необходимо строго следовать указаниям экипажа. Если бы эти люди рвались к выходу, возможно, были бы дополнительные жертвы. Кто-то стал бы жертвой давки, кто-то заблокировал бы собой проход, получил дополнительные травмы...
Читайте материал "Из горящего самолета спаслась мать с ребенком, не послушавшая бортпроводников"
Говоря о большом количестве погибших в Шереметьево, мы должны понимать следующее. Воздушное судно содержит в себе много синтетических веществ, которые при горении выделяют не самые полезные для здоровья вещества. И отравление этими продуктами горения происходит буквально при первых вдохах. Получив эти вещества, человек не в состоянии сделать следующий вздох из-за спазма. Термические повреждения, которые люди получают на пожарах, это, как правило, уже следствие. А основная причина гибели — это отравление продуктами горения.
Кроме того, здесь есть еще один фактор. В момент посадки, в момент серьезного удара о поверхность земли, многие находящиеся в салоне, скорее всего, получили сочетанные травмы. Это могут быть и ушибы позвоночника, и другие скелетные, мышечные травмы...
- То есть им даже физически было тяжело следовать в направлении к выходу?
- Конечно, передвигаться с травмами в ограниченном пространстве, наполненном продуктами горения, очень сложно. Наступает дезориентация.
- Более быстрые действия экипажа могли бы помочь им выжить?
- Я считаю, что борт-экипаж действовал правильно. У них есть свой алгоритм. Почему были открыты только два передних выхода? Потому что если бы они открыли те выходы, которые вели на горящее разлитое топливо, погибших было бы еще больше. Также это бы ускорило горение самого фюзеляжа, поскольку появилась бы дополнительная тяга. И пламя, которое находилось бы снаружи, попало бы внутрь. Поэтому экипаж действовал грамотно. И люди, которые успели эвакуироваться, смогли это сделать только благодаря их слаженным действиям.
Читайте материал «Как я поведу себя в горящем самолете?»