Ранее гособвинитель потребовал для Захарченко пять лет, а для Корьевкина шесть лет лишения свободы плюс штраф по 500 тысяч рублей каждому подсудимому.
Виктор Дмитриевич пришел на оглашение приговора 29 апреля с вещами. Пожитки отца полковника-миллиардера уместились в большую черную полиэтиленовую сумку в стиле челноков из 90 х с изображением африканских хищников.
В ожидании выхода судьи Горюновой из совещательной комнаты подсудимого обступили журналисты. Захарченко-старший не упустил возможности в очередной раз напомнить, что он честный человек. А его сын — еще более честный. А нечестные люди — это ФСБ и репортеры.
— Сына травят. Вот ФСБ подала иск к «Новой газете». Вы читали? Почитайте. Сына душат. Меня взяли, чтобы я на него повлиял, — начал изливать душу перед объективами камер Виктор Дмитриевич.
— Каким образом повлияли?
— Мне сказали: мы вам встречу организуем, вы для него авторитет.
— А вы не авторитет?
— Он невиновен, я уверен в этом. Мне знакомые все говорят: мы Димку знаем, это честнейший человек.
— За что травят вашего сына?
— Ну за что? За его профессиональную деятельность. Вы сами попробуйте честно жить. Вот у вас редактор есть? Попробуйте прийти к нему и сказать, что он неправильно что-то делает. Мы очень честные, порядочные люди.
Но как только прозвучал вопрос о квартирах, которые непонятно на каких деньги купила семья Захарченко, Виктор Дмитриевич взорвался:
— Человек сидит в ожидании суда, а вы с такими вопросами! Квартиры приобретены в 2002 году, какое они имеют отношение к этому делу?!
— Почему недвижимость не отражена в декларации? — решили не отступать репортеры.
— А об этих декларациях никто никогда не спрашивал и не требовал! Мы честные люди!
Исповедь Виктора Дмитриевича была прервана появлением судьи.
«Захарченко и Корьевкин совершили растрату», — начала зачитывать приговор Оксана Горюнова.
Согласно приговору, Захарченко-старший с легкой руки Владимира Корьевкина был принят на работу в банк «Московское ипотечное агентство», единственным акционером которого являлся город Москва.
«Неустановленные лица решили совершить растрату в неопределенно крупном размере путем перевода денежных средств на имя Захарченко Виктора Дмитриевича», — продолжила судья.
Как установил суд, от самого Захарченко по задумке организаторов махинации требовалось немного: представить в банк сведения для оформления его на работу, подписать с банком трудовой договор, но при этом фактически не выполнять никаких трудовых функций. За это отец полковника-миллиардера должен был получать зарплату топ-менеджера с максимальными премиями и бонусами.
Как сказано в приговоре, Корьевкин позвонил Захарченко и предложил приехать в банк и подписать трудовой договор. Тот согласился. 1 июля 2014 года в штатном расписании банка появилась должность вице-президента — фиктивная и созданная специально под Виктора Захарченко. В тот же день стороны подписали контракт. Оклад по нему у скромного пенсионера тоже был весьма скромный — всего 30 тысяч рублей. Зато ежемесячная премия «за добросовестное выполнение служебных обязанностей» солидная — 120 тысяч. Всего зарплата составила 150 тысяч рублей. Правда, ходить на работу Захарченко-старший и не думал. Однако руководство банка отсутствия важного топ-менеджера будто не замечало и исправно начисляло зарплату. Со счетов «Московского ипотечного агентства» на зарплатную карточку виртуального сотрудника, которую сам банк и выпустил, в 2015 году упало 1 миллион 100 тысяч рублей.
Еще 1 миллион 717 тысяч утекли со счетов банка в счет оплаты налогов и взносов в государственные фонды на фиктивного вице-президента.
По другому эпизоду Захарченко получил в счет «зарплаты» еще 554 тысячи рублей. Их он получал на карту крупного государственного банка. В качестве налогов за липового работника банк заплатил по этому эпизоду 906 тысяч рублей.
Примечательно, что с государством банкиры не шутили и налоги с обязательными сборами платили исправно. Судья явно устала перечислять даты платежных поручений: раз или даже два раза в месяц контора переправляла деньги в налоговую, Пенсионный фонд, ФОМС и ФСС. Со стороны схема выглядела кристально чисто.
«Только после того, как в средствах массовой информации появились сведения о заключении полковника МВД Дмитрия Захарченко под стражу, желая дистанцироваться от данной ситуации, неустановленные лица приняли решение об увольнении Виктора Захарченко с должности вице-президента банка «Московское ипотечное агентство», — зачитала судья.
Благодаря хитроумному плану Корьевкина и Захарченко-старшего за два года, с 2014 го по 2016 й, были опустошены счета банка на 4,9 миллиона рублей. Кредитная организация ранее подала против Виктора Захарченко и Владимира Корьевкина иск на 12,3 миллиона рублей. Кроме основного ущерба в него вошли вред деловой репутации и пеня. Напомним, сам Виктор Дмитриевич вину не признает, однако ущерб возместил. Это стало основанием для перевода его под домашних арест.
Вместе с тем, как говорится в приговоре, у Корьевкина версия событий совсем иная. По ней он мудрый и эффективный управленец, при котором банк показал перевыполнение финансового плана на 172 миллиона рублей. Но потом гендиректор лихо получил по рукам от вышестоящих чиновников: ему сообщили, что банк развивать никто не будет, а его самого в ближайшее время планируют уволить за ненадобностью. Однако Корьевкин не затаил злобу, а, наоборот, решил нанять еще более эффективного менеджера — Виктора Захарченко. Ему предложили свободный график работы (ведь даже Стив Джобс говорил, что работать надо не по 12 часов, а головой) и личный кабинет.
Основной задачей Виктора Дмитриевича было привлечение новых клиентов. По словам допрошенных судом свидетелей, за все время работы он привлек одного нового клиента. Магнитный пропуск, необходимый для прохода в офис банка, на имя Захарченко не оформлялся. Менеджеры банка по работе с клиентами с ним также знакомы не были.
Этих обстоятельств суду вполне хватило, чтобы отмести заверения фигурантов дела в своей непричастности и вынести обвинительный приговор. При этом суд учел при назначении наказания данные о личности обоих подсудимых. Помимо отсутствия судимостей у обоих хронические заболевания. У Корьевкина — двое детей 2003 и 2016 года рождения, у Захарченко — значок «Отличник народного просвещения».
Виктору Захарченко назначено четыре года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и штраф 800 тысяч рублей.
Владимира Корьевкина суд приговорил к четырем с половиной годам колонии общего режима и штрафу в 900 тысяч рублей.
Гражданский иск банка в рамках уголовного дела суд разрешать не стал. Он будет рассматриваться отдельно, в рамках гражданского судопроизводства.
Замороженные денежные средства на банковских счетах, земельные участки, дома Захарченко и автомобиль «Ленд Круизер», принадлежащий Корьевкину, до разрешения гражданского иска оставлены под арестом.
Обоих фигурантов взяли под стражу в зале суда.
— Я на божий суд рассчитываю! Бессилие меня не страшит, — прокомментировал Виктор Дмитриевич приговор.