Та же история и с трагедией в Керчи. Имя убийцы, стрелка Владислава Рослякова, запомнили многие. (Дальше, в этом тексте, я буду назвать его «стрелок из Керчи». Только так.) Но что вы знаете о Ларисе Кудрявцевой, заслонившей студентов от выстрелов? Или об Александре Моисеенко, пытавшемся выхватить у убийцы ружье? Или Наташе Калиниченко, потерявшей в бойне ногу? 67 пострадавших в политехническом колледже Керчи. 21 человек погиб.
Почему так? Прежде всего потому, что в обществе, да и в каждом человеке существует запрос на зло. Оно притягательно. Его хочется рассматривать: сначала через экран, а после под микроскопом. Изумляться, отвращаться, ужасаться. Но, как говорил один гениальный и сумасшедший философ: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».
Кинорежиссер Михаэль Ханеке блестяще показал это в «Видео Бенни». Там мальчик снова и снова изучает кадры, на которых режут свинью. Его завораживает это зрелище. А потом к нему приходит одноклассница. Он показывает видео — и убивает ее. Потому что зло прилипчиво. Оно сначала заинтересовывает, затем проникает в человека и в итоге порабощает его. Особенно если визуализировать зло.
Да, не телевидению, Интернету, кино и СМИ мы обязаны появлением маньяков и убийц. Они были всегда. Но именно медиа превратили их в популярный продукт массовой культуры. Один отвернется, но другой заинтересуется. Особенно сейчас, когда по-настоящему шокировать трудно: все и так построено на эпатаже. Если расстреливать людей, то в прямом эфире. Как в Крайстчёрче. Если убивать, то оправдывая безумие сумасбродной идеологией. Как на острове Утёйа. И в итоге зверству обязательно найдут оправдания. Зло всегда найдет лазейку.
Так и с выродком из Керчи. Нашлись те, кто решил достойно проводить его в последний путь. Собрать деньги на похороны, устроить акции памяти… Социальные сети были забиты соболезнованиями и постами о том, как жаль этого симпатичного парня, жертву обстоятельств. Собственно, мы все жертвы — это главное правило нового дивного мира. Но беда в том, что и убийцы тоже. Потому что те, кто оправдывает таких, — соучастники. Не произошедшей трагедии, а той, что еще и случится.
И совсем мрак, когда за подобные истории берутся люди с именем. Это привлекает внимание.
Еще и года не прошло после трагедии в Керчи, а о ней уже решили снять фильм. Вот пост в социальной сети сценариста данного кино Ксении Леоновой: ««Расследование ведется от лица журналиста, который не выходит из дома после перелома позвоночника, все время жрет гамбургеры и на всех ворчит. Угадайте, о ком идет речь? Подсказка: этот же журналист заявлен в пресс-релизе сценаристом». Смайлики — на месте.
Вчитайтесь в эти слова. Есть ли в них сомнение? Сожаление? Сострадание? Нет, исключительно самодовольство и фиксация на себе. И это тоже — отзвук трагедии. Потому что «стрелок из Керчи» был также зафиксирован исключительно на себе. Да, непростая жизнь. Но повод ли это — отбирать жизни других? Так и у сценариста. Жрет гамбургеры и ворчит. Расследует, не выходя из дома. А что там с 67 жертвами? Спросили ли у них? Или так, между делом вставили? Чтобы удовлетворить себя? К слову, позднее данный пост был удален. Не угадала с тональностью девушка.
За производство данного фильма возьмется компания Тимура Бекмамбетова. Устал человек «Ёлки» снимать. Пришло время для палок…
И я боюсь многого в предстоящей работе. Например, того, что снимут это черт-те как — иначе не умеют. Пишут, что события развернутся на экранах компьютеров и телефонов. Достойно, не правда ли? Но больше всего я боюсь, что «стрелка» выведут на экран. Постараются понять даже, разобравшись в потемках души. Так ведь уже случалось. И картины протоколировали маньяков и убийц для истории, а кого-то и вдохновляли даже. Пришло время Бекмамбетова. И это отвратительно.
Мне скажут: «Мы же еще не видели кино». Ладно, отбросим, что сделано это будет на коленке. Отбросим, что сценарист, судя по посту, кайфует от сочетания гамбургеров и крови. Подумайте вот о чем: «стрелок» врывается в колледж и убивает десятки людей. Ломает судьбы их близких. Погружает в ад сотни тысяч людей по всей стране. Они напуганы, возмущены. Именно этого и добивался «стрелок». Он хотел прописать себя в истории, жаждал самоутвердиться и показать: я все-таки выше вас всех, я право имеющий, а вы твари дрожащие. И если мы приняли его правила игры, то он победил.
А если нет? Как сделать так, чтобы «стрелок» проиграл?
Очень просто. Важно и нужно тотальное забвение. Ни могилы, ни фотографий, ни упоминаний. Потому что ад — это сковывающий лед, тот, что убивает все живое. Пусть в него навсегда вмерзнет выродок из Керчи. И тем более — никаких фильмов. Тех, что делаются на крови. А ведь года еще не прошло…
Одна из самых страшных трагедий в новейшей истории России. А они уже мастерят кино, чтобы заработать. По тону понятно — дабы получить бабло, и ничего больше.
Люди возвращались с большой войны — и думали: писать о ней или нет? Они сомневались, терзались — и не всегда у них получалось. А тут — тяп-ляп, хлюп-хлюп на крови, кайфуем от собственной значимости, и кино готово. После чего эфиры у всех этих борисовых и малаховых, смакование деталей — зарабатывание бабла.
И хочется задать простой русский вопрос: есть ли у вас совесть? Впрочем, для таких кинодельцов подобные понятия — атавизм, и в глазах их — исключительно дензнаки. Лучше вы бы заклеили рты — и ни слова не говорили. Лучше бы вы хранили тишину, но вам неймется.
Нам, видимо, мало бесконечных шлюх и подонков, которые вещают в прайм-тайм, рассказывая о том, кто от кого родил и кто кого изнасиловал. Мало гадостей о великих людях прошлого. Мало грязи на экранах. Мы хотим больше — с кровью. Вам какую прожарку? Все сделаем — только не переключайте канала…
Да, откровенной мерзости откровенно хватает. Но трагедия в Керчи — это край, индикатор. Того, насколько больно общество и насколько оно способно (или точнее — не способно) сопротивляться мерзости, коей ее потчует. Фильм о трагедии — это не просто запредельно гадко и жутко близко (к подобному мы привыкли): это кощунственно, потому что подобные истории должны объединять страну в траурном молчании и желании предотвратить будущие трагедии, а не становиться поводом для чьего-то заработка. Уважайте чувства 67 человек и их близких, а не лепите оды выродку, который больше всего хотел, чтобы его запомнили.
Что ж, такие, как Бекмамбетов, видимо, помогут ему в этом. А остальные — поддержат рублем. Это ведь так приятно: чавкая гамбургерами, смотреть, как расстреливали 67 человек.
Конечная стадия общества потребления — когда оно пожирает само себя. «Стрелок из Керчи» — продукт такого общества, где снимают фильмы о выродках и кошмарах, которые надо забыть. И не удивляйтесь потом, отчего этих выродков с каждым днем становится больше. Вы к тому приложили мохнатую лапу.
Впрочем, когда вам удивляться? Вы же считаете бабло, поедая гамбургеры. Кровь с подбородка вытрите — стекает.