Педагоги выбирают вариативность учебников

Данные социологического опроса школьных учителей показали их недовольство сокращением Федерального перечня учебников

Как свидетельствуют данные опроса учителей, проведенного Центром общественно-политических проектов, взятый Минпросвещения курс на создание «единого образовательного пространства» встречает недовольство среди педагогов и экспертов.

Данные социологического опроса школьных учителей показали их недовольство сокращением Федерального перечня учебников

Одним из следствий новой политики ведомства является идея создания единого учебника по аналогии с советским опытом. Для большинства педагогов, как показал опрос, единый учебник выглядит анахронизмом. В условиях информационного разнообразия такой учебник проиграет конкуренцию другим источникам информации. Современный школьник «погуглит» любую интересующую его тему и найдет разнообразную информацию, считают многие учителя.

Кроме того, дети имеют разные потребности и различный уровень подготовки. Так, для подготовки к олимпиадам с сильными учениками необходимо использовать учебники более сложные, а для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть свои учебные пособия. Концепция единого учебника противоречит современному подходу с его нацеленностью на вариативность и индивидуальные программы обучения.

Неравнодушное отношение к действиям профильного ведомства состоявшийся социологический опрос выявил к сокращению Федерального перечня учебников (ФПУ) почти на 30%. Большинство респондентов высказали мнение, что такое решение министерства вызвано не столько качеством учебников, сколько конкуренцией издательств.

После сокращения ФПУ учебные пособия издательства, доминирующего на рынке, потеснили продукцию других издательств. Не случайно на прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выдала предупреждение Минпросвещения РФ. Ведомство подозревается в ограничении конкуренции на рынке учебников в связи с сокращением ФПУ и направлением на дополнительную экспертизу учебников без обоснования своего решения.

Опрошенные социологами учителя также крайне негативно восприняли отсутствие пояснений со стороны Минпросвещения относительно изъятия учебников из ФПУ. Участники опроса выразили недоумение и назвали отсутствие диалога неуважением к учителям.

Сокращение ФПУ привело к необходимости менять линейки учебников по многим предметам. Предусмотренный приказом Минпросвещения №345 от 28.12.2018 переходный период, который сократили с 5 до 3 лет, не позволяет по большинству предметов завершить цикл обучения по учебникам, оказавшимся за рамками обновленного ФПУ. Учителя вынуждены переходить на новые учебники, менять программу обучения «на ходу».

На сегодняшний день признаков изменения курса Минпросвещения пока незаметно. По мнению учителей, этот курс является возвратом к стандартам прошлого века, поощряет монополизм среди издателей учебников и отдаляет достижение поставленной президентом РФ цели войти в число мировых лидеров по качеству образования.

Планы Минпросвещения наделить функцией заказчика экспертизы государство в лице самого министерства и наделение монопольным правом на проведение экспертизы подведомственной министерству организации вызывают озабоченность учителей на фоне снижения доверия к государству в регулировании учебной литературы.

Как отмечали участники заседания думского Комитета по образованию и науке, рассмотревшего этот вопрос 20 марта, фактически возникла монополия чиновников на издание учебных материалов, и как следствие нас неизбежно ждет падение их качества и рост цен.

«Предполагаемая Министерством процедура экспертизы представляется непрозрачной, — отметил депутат Госдумы Борис Чернышов. — Мы в России постоянно боремся с непрозрачностью и коррупцией. Но они почему-то всегда побеждают!».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру