В одном из рассекреченных документов сообщалось, что Гитлер и ряд других высокопоставленных нацистов во второй половине мая 1945 года прибыли в Аргентину на подлодке.
Агент ФБР докладывал также, что после прибытия в страну фюрер поселился на ранчо в южной части Анд. Впрочем, согласно той же обнародованной информации, директор ФБР Эдгар Гувер не счел сведения заслуживающими доверия и хода делу не дал.
- Сергей Владимирович, как относиться к этой информации? Занимались ли подобными исследованиями советские спецслужбы?
- С 1946 года советские спецслужбы занимались выяснением обстоятельств гибели Гитлера. Инициировали это союзники: американцы и англичане обратились к советскому правительству с предложением провести совместное расследование и сделать заявление о том, что Гитлер мертв.
Прежде, чем отвечать, мы начали свое собственное расследование. Оно закончилось предложением пойти навстречу союзникам. Были даже заготовлены соответствующие ответы президенту США и премьеру Великобритании за подписью Сталина и Молотова. Но это осталось нереализованным. Почему — вопрос.
То, что советское руководство было уверено в том, что у нас находится труп Гитлера — а также трупы Евы Брауны, Йозефа и Магды Геббельс и их детей, — это несомненно. Сомнения могли возникнуть только у союзников, у которых не было трупа Гитлера.
- То есть в том, что касается самой смерти Гитлера, вопросов нет?
- Да, тут никаких вопросов нет: Гитлер покончил жизнь самоубийством. Есть заключение судебно-медицинской экспертизы.
В том, что Гитлер был мертв на момент, когда Берлин был занят нашими войсками, никаких сомнений не было и нет. Повторяю: были заготовлены официальные письма с согласием обнародовать результаты экспертиз и объявить на весь мир о смерти Гитлера. Можно лишь гадать, почему Сталин отказался от этого. Такое решение, понятно, мог принять только он.
- Товарищ Сталин решил дать заработать западным журналистам?
- Возможно, он посчитал, что для него выгоднее сохранить некую неясность в этом вопросе. Может быть, решил сыграть на том, что враг еще не совсем разгромлен. Но это, повторяю, лишь догадки. Никаких данных на этот счет нет. Или они еще не найдены.
- Словом, единственная интрига, которая остается в этой истории, — загадочное поведение Сталина?
- Думаю, да. Все остальное достаточно ясно.
Читайте материал «Тайна смерти Гитлера: в архивах ФСБ раскрыли уникальные документы»