После чудес спасения в огне начнутся чудеса подъема и нового взлета нации — ее консолидации и мобилизации на основе реабилитации, реконструкции, реновации и реставрации символа Парижа и всего парижского. Французы вновь станут героями мира. И лидерами архитектурного авангарда. На фоне башен Эйфеля, Шухова и Лисицкого и особенно после стеклянной пирамиды в Лувре можно ожидать всякого. Я лично вообще против буквализма восстановления. Я бы на их месте оттянулся. Это же не ХХС. Мы с Игорем Пчельниковым в конкурсе на мемориал жертвам репрессий так делали контур храма, когда-то бывшего на площади Воровского (башенки дома Бенуа как раз и фланкировали главный купол этого строения). Я бы на месте французов оставил только пространственный контур всего, что сгорело, — чертеж в небе. И восстановил бы, увековечил и даже украсил бы строительные (ремонтные) конструкции, трагически погибшие в пожаре. В свинец и золото одетые леса. Погибнув в очистительном огне, они тоже причастились вечности. На крайний случай чертеж в небе тоже может быть временной инсталляцией.
Как бы там ни было, в ближайшие годы изумленные народы будут делиться в Сети фотографиями восстановления крыши и шпиля и с завистью говорить: «Как все это величественно, прекрасно и красиво! Как возвышенно трагедия объединила всех людей доброй воли!». Если бы дубово-свинцовая часть собора не загорелась «сама», его надо было бы поджечь. В том числе на радость ведущим наших телеканалов, наоборот, заливающих эфир стенаниями о том, что это знак гибели Запада и чуть ли не кара свыше. Опытные мародеры.
Можно было ожидать, что теперь и на Руси начнется всенародный сбор средств на сохранение и восстановление сотен и тысяч архитектурных памятников, гибнущих в столицах и особенно в глубинке вообще без огня и дыма, пожираемых тлением нашей бездуховной бесхозяйственности и риелторской активности. Но нет! Минкульт, стараясь опередить всех, вовремя подсуетился и выступил с инициативой по сбору наших средств на восстановление их Нотр-Дама. Главное — не собрать, а возглавить — чистый самопиар. У французов все как-то пошло сразу и само, без минкульт Франсез. Сначала 100 000 000, потом тут же еще 200 000 000 евро. Теперь сумма пожертвований увеличилась в разы. И сколько бы остатков от администрирования сбора наш Минкульт ни перечислил в Париж, на общем фоне наше даяние в любом случае будет выглядеть позором для великой ядерной, духовной и энергетической сверхдержавы. Разве что ради такой миссии еще на пару лет поднять у нас пенсионный возраст...