- С Игорем Востриковым мы познакомились в апреле прошлого года, - начал разговор Александр. - На протяжении года я наблюдал, как менялось отношения народа к Игорю. К нему относились по-разному: одни поддерживали, другие не скрывали своего негатива. Но массированная травля началась в феврале, после того, как он уехал в Америку и выложил в сеть видео о зарплатах и жизни в другой стране. После этого активизировался некий блогер по имени Андрей, который давно ловил хайп на теме «Зимней Вишни» и конкретно на имени Вострикова. Блогер принялся убеждать своих подписчиков, что семья Игоря - жива, сам Востриков — актер и чуть ли не он является организатором поджога ТЦ. С тех пор начался новый, более мощный виток травли. В адрес Игоря посыпались серьезные угрозы, вплоть до физической расправы.
-После годовщины травля продолжилась?
-После годовщины травля только усилилась. Уже другие блогеры начали муссировать фейковую информацию. Люди на полном серьезе поверили, что Востриков - враг пострадавших, но никак не жертва. Поводом для таких выводов послужило то, что Игорь и некоторые другие родственники погибших позволяли себе улыбаться и даже смеяться, а не «скорбели» на протяжении года. Отсюда народ сделал вывод - у них никто не погибал.
-Сам Востриков, кажется, уже привык к нападкам в соцсетях?
-Он старается не обращать внимания, не смотрит порочащие его видео, чтобы не портить настроение.
-Востриков на годовщину трагедии ездил в Кемерово?
-Да, он приехал в Кемерово и до сих пор там.
-У него там остались друзья?
-У него остались друзья, с которыми он рос и учился в институте. Три друга также подверглись травле.
-Он остановился в той же квартире, где жил с детьми и женой?
-Он не хотел возвращаться в ту квартиру. Даже после трагедии жил в доме со своей мамой. Но вещи детей и жены в той квартире не трогал. Оставил все, как было в тот день когда они пошли в кинотеатр. Игорь заходил в квартиру только один раз, год назад, когда приезжали репортеры из Швеции.
-За этот год что-то изменилось в Кемерове?
-По его словам, в городе ничего не изменилось. В годовщину он пришел в 10 утра к памятному камню почтить память погибших. Незадолго до траурных мероприятий, 20 марта ездил на могилу погибшей жены - это был ее день рождения, принес ее любимые белые розы. После он долго отходил, тяжело все вспоминать, погружаться в эту атмосферу.
-С пострадавшими он общается?
-С некоторыми пострадавшими он общается, но многие закрылись. До недавнего времени Игорь был на связи с супругами Лиллевяли и Ананьевым - их дети когда-то ходили в один садик.
Знаю, что среди пострадавших есть такие, кто осуждает Вострикова за то, что тот демонстрировал в сети свою «красивую» жизнь в Америке…
Среди пострадавших наименьший процент тех, кто в чем-то обвиняет Игоря. Травят Вострикова не его земляки, а совершенно посторонние люди, которые ради хайпа готовы очернить человека.
-Кемеровчане обвиняют его, что он тратит деньги, которые получил за погибших?
-Да, зависть к его деньгам присутствует. Но Игорь почти не тратил сумму, выплаченную ему в качестве компенсации за погибших. У него остался бизнес в Кемерове, который приносит доход. А многие думают, будто он путешествует на деньги, полученные за погибшую семью.
-До поездки в Америку ему ставили в укор, что он баллотировался в депутаты?
Говорили, что Игорь продался властям. Причина тому - его непоследовательные высказывания по поводу виновников трагедии, в том числе о бывшем губернаторе. Помню, год назад на встрече с пострадавшими в трагедии, Аман Тулеев внушил им, что в пожаре виноваты службы МЧС, но не администрация и точно не сам губернатор. С Тулеевым на тот момент нельзя было вступать в открытый конфликт. Все изменилось после его отставки.
-После масштабного первого митинга в Кемерове, Востриков планировал собрать второй. Но передумал. За это его тоже винили. Мол, испугался.
-Да, его тогда обвинили в «сливе» протеста в Кемерове. Но в тот момент он руководствовался тем, что не хотел брать на себя ответственность за кровь, которая могла бы пролиться на втором митинге. Ведь накал страстей мог бы перейти черту.
-Зачем он баллотировался в депутаты от «Единой России»?
-Тут нет подводных камней. Просто подавляющее число мест в парламенте Кузбасса традиционно занимают представители ЕР. На остальные партии – остается около 10 мандатов. Логично, что попасть в парламент можно было только от этой партии. Иначе шансов там оказаться не было. У Вострикова была цель получить место депутата и заняться деятельностью на благо Кузбасса, а не просто участие. Не вышло.
-Востриков планирует покинуть Россию?
-Игорь никогда не собирался уезжать из России. Ему не от кого скрываться, и тем более просить политическое убежище. Он будет жить в России, но не в Кемерово. Планирует развивать бизнес, в перспективе хочет создать новую семью, родить детей. Погибших жену и детей он будет помнить, но его жизнь не закончилась. Он молод. В конце концов, после пережитого ужаса, он заслуживает счастья.
-Травля коснулась не только Вострикова, но и других пострадавших в трагедии?
-Да, тот же блогер опубликовал видео о Михаиле Трусове, который спасся в пожаре, а его две дочери погибли. Трусов почти обвиняется в убийстве в этом ролике и говорится о том, что он, возможно, один из организаторов «поджога» ТЦ «Зимняя Вишня». Затравил он и его супругу Ольгу, которая стала победительницей конкурса, организованного Андреем Малаховым. Женщина выиграла поездку в Грузию, по телевизору показывали съемки, где она танцует с телеведущим под руку. Блогер указал, что дети в этой семье не погибали, потому что родители не скорбят. Хотя 23 марта журналисты засняли Михаила Трусова во время панихиды в Знаменском Соборе в Кемерове. Мужчина стоял без жены, его лицо было мокрым от слез. Только слепой не заметил страдания Трусова.
-Александр Ананьев с супругой Ольгой Лиллевяле, которые потеряли троих детей в пожаре, тоже подверглись травле?
-Их тоже обвинили в том, что они смеялись, когда вспоминали о погибших детях, какими они были замечательными, чем увлекались. В сети люди указывали, что они не похожи на родителей, которые потеряли троих детей.
-Кто те люди, которые занимались травлей?
Люди, которые занимаются травлей - неуравновешенные, агрессивные, хотят эмоционально разрядиться на человеке. В первую очередь большинство – это сторонники конспирологии. Они убеждены, что в Кемерове произошел теракт, но никак не несчастный случай с проводкой. А родители погибших детей, которые «неправильно» скорбят, – подставные люди. Игорь Востриков высказал мнение по поводу ситуации с «конспирологами»: «В ведущих странах Евросоюза такого явления и быть не может, так как там есть развитое гражданское общество и доверие к властям». Как ни странно, среди тех, кто травит, есть те, кто потерял родных. У этих людей — нестабильная психика, они будто одержимы чувством возмездия за жертвы «Зимней Вишни». Считают, что после потери близких людей, люди должны вести себя соответсвующе. И на этом основании шлют проклятия Вострикову, супругам Лиллевяле и Ананьеву, Михаилу Трусову. Они не могут смириться с тем, что другой человек «менее тяжело» переживает горе, чем они. Отсюда делают выводы - если человек не проявляет «признаки скорби», значит он врет.
-Переубедить их вы не пытались?
Бесполезно. Нашелся только один человек, который ранее тоже думал, что Востриков никого не хоронил, но вскоре публично извинился за свои слова. Это Роман Шимко — отец погибшего мальчика, которого СМИ окрестили «пьяным». Шимко поначалу наслушался сплетен про Вострикова, хотел расправиться с ним. Потом провел большую работу, нашел знакомых Игоря. Люди подтвердили, что у Вострикова была семья, дети ходили в сад, Игорь иногда приезжал забирать детей, семья была счастливая. В итоге Шимко принес публично свои извинения.