Экс-полковника МВД признали виновным в махинациях при госзакупках «Мерседесов»

Черемушкинский суд назначил пенсионеру Михаилу Будынину условный срок, но даже от этого наказания его освободили

Приговор по одному из самых странных и нелогичных уголовных дел — о крупных махинациях на госзакупках немецких иномарок для МВД, ГИБДД И ФСО — вынес 8 апреля Черемушкинский суд Москвы. Уголовное дело, которое началось с громкого международного скандала, судебных процессов в США и огромных штрафов для автоконцерна Daimler Chrysler AG, длилось почти девять лет и завершилось ничем. Виновным в мошенничестве в особо крупном размере вместо чиновников и бизнесменов признан 67-летний пенсионер, едва стоящий на ногах из-за тяжелого неврологического заболевания. Признан... и сразу отпущен на свободу.

Черемушкинский суд назначил пенсионеру Михаилу Будынину условный срок, но даже от этого наказания его освободили

Напомним, громкое уголовное дело об аферах на закупках спецтранспорта для силовиков родилось еще в 2010 году. Минюст США вскрыл масштабные махинации международного концерна Daimler Chrysler AG. Автогигант и его дочерние компании давали щедрые откаты чиновникам в 22 странах, в том числе и российским, для получения преимущественного доступа к госконтрактам на поставки машин «Мерседес». В России автомобили со специальным оснащением по мошенническим схемам закупались для МВД, ФСО, ГИБДД, а также администрации Уфы, Москвы и Нового Уренгоя. Взятки оседали на счетах подставных фирм в офшорах, а основой схемы были манипуляции с ценой машин и включение в конкурсную цепочку ненужных посредников. Под давлением улик, собранных американскими ревизорами, корпорация в суде округа Колумбия признала вину в махинациях и передаче взяток на 5,2 млн евро и выплатила огромный штраф — 185 миллионов долларов. Из них Россия получила 27,26 миллиона долларов США.

В России фигурантами дела изначально (в 2010 году) стали отставные офицеры МВД Михаил Будынин и Виталий Батурин, экс-офицер ФСО Михаил Костылев и менеджер по ключевым клиентам ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» Екатерина Приемская, которую следствие признало организатором аферы. Однако следствие растянулось на годы, и в отношении Костылева, Приемской и Батурина уголовное дело было прекращено в связи с истечением срока давности.

На скамье подсудимых в Черемушкинском суде Москвы остался только Будынин. По версии следствия, он, находясь уже в статусе пенсионера МВД, получал от немецкого автоконцерна деньги за фиктивные услуги посредника-консультанта на госзакупках автомобилей.

Прекращать дело за сроком давности Михаил Александрович категорически не хотел:

— Ничего ведь не будет, никакого наказания, — отставной полковник перед итоговым заседанием суда едва сдерживал слезы. — Но я не могу это все так оставить. Там ведь все было не так... Прокурор запросила пять лет! У них нет совести...

Оглашение с первых же минут пошло не по сценарию. После слов судьи «вина подтверждается материалами дела» и «Будынин совершил мошенничество» с подсудимым случился приступ. Высокого, подтянутого офицера затрясло в судорогах. Его попытку взять из портфеля лекарство судья Валерия Боднарь сочла неуважением к суду.

— Вам плохо? — удивилась судья. К слову, Михаилу Будынину из-за серьезного неврологического заболевания становилось плохо практически на каждом судебном заседании.

— Можно я сидя? — офицер всем телом навалился руками на стол, пытаясь устоять на месте.

— Ну, постойте хотя бы вначале, — отрезала судья и попыталась зачитывать приговор дальше. Будынин схватился за баночку с транквилизатором (без него он просто не дошел бы до здания суда). — Ну ладно, раз подсудимому плохо, давайте все сядем... Зачем вообще нужно было приходить? Я здесь никого не держу, можете идти домой!

Адвокат Будынина приняла решение вызвать своему подзащитному бригаду «скорой помощи». Правда, служительницу Фемиды это не смутило: судья продолжила с невозмутимым видом зачитывать приговор. Приехавшие спустя несколько минут медики уложили скрученного судорогой мужчину на скамейки прямо в зале суда. Врачи сделали ему укол, сняли кардиограмму и предложили поехать домой. Однако Михаил Александрович решил дослушать приговор до конца.

Между тем, как пояснила пресс-секретарь Черёмушкинского суда Ирэна Козаева, во время оглашения приговора в отношении Будынина подсудимому стало плохо, была вызвана скорая помощь. В период оказания медицинской помощи судья остановилась в чтении приговора. Медики сделали кардиограмму и иные необходимые процедуры. Медики заключили, что подсудимый не нуждается в госпитализации и может участвовать в заседании. Лишь по окончании всех процедур, выполненных медиками, судья возобновила оглашение приговора.

Факт получения денег от автоконцерна Будынин не скрывал никогда. Правда, он считал его социальной помощью компании ему как пенсионеру. Как следует из приговора, он даже задекларировал этот доход и заплатил с него налоги: указал в налоговой декларации, что получил 78 тысяч евро от компании Daimler Chrysler AG. А к декларации приложил комиссионное соглашение на немецком языке и нотариальный перевод документа на русский. Однако это соглашение сторона обвинения сочла фиктивным. А участие Будынина в нескольких сделках, которые привели к заключению госконтрактов на поставку спецтранспорта для МВД и ГИБДД, — подставным с целью манипуляции со стоимостью автомобилей.

— Фактически каких-либо работ для Daimler Chrysler AG Будынин не проводил. В привлечении посредника необходимости не было, так как вопросами комплектования автомобилей занимались сотрудники МВД России, — зачитала судья.

Версия стороны защиты также нашла отражение в приговоре: несколько лет назад Будынин пожаловался знакомому на маленькую пенсию. Тот пообещал помочь и сказал, что, возможно, крупному автомобильному холдингу понадобится помощь консультанта. Спустя некоторое время Будынину позвонили и предложили приехать в офис автогиганта на Ленинградском проспекте. В фойе офиса к нему вышла девушка, принесла соглашение об оказании консультационных услуг на немецком языке. Сотрудница перевела текст контракта, никаких подозрений у Будынина он не вызвал. Опытный офицер обладал нужными знаниями и действительно мог дать консультации по технической части специализированного автотранспорта для силовиков.

Однако, по версии обвинения, участие посредника в таких сделках бессмысленно: все конкурсы на закупку автомобилей проводились открыто, автомобильные компании могли самостоятельно понять, могут ли они участвовать в тендерах. А в штате МВД И ГИБДД достаточно квалифицированных сотрудников, чтобы провести контракты без консультаций со сторонними экспертами. Более того, участие третьих лиц по условиям госконтрактов недопустимо. Договор заключается только между МВД и поставщиком. По версии обвинения, пенсионер об этих нюансах знал, однако вступил в сговор с другими фигурантами дела, открыл счет в банке на Новочеремушкинской улице и подписал заведомо подложное комиссионное соглашение с автоконцерном. В результате, как следует из приговора, международный автогигант с юристами в штате оказался введенным в заблуждение.

Примечательно, что Daimler Chrysler AG от статуса потерпевшего отказался — по логике западных бизнесменов, нельзя быть в одном преступлении и виновником, и пострадавшим. Однако суд решил, что вина Михаила Будынина полностью доказана, и приговорил его к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на четыре года. В связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности отставной офицер МВД от наказания освобожден. Защита Будынина намерена обжаловать приговор.

Читайте материал: «Экс-полковнику, обвиняемому в мошенничестве с «Мерседесами», стало плохо в суде»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27947 от 9 апреля 2019

Заголовок в газете: На приговор по делу об аферах с кремлевскими лимузинами пришлось вызвать «скорую»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру