Учимся вместе с детьми

Президент РАО Юрий Зинченко: «К моменту окончания детьми школы их родители фактически получают второе среднее образование»

Сегодня мамы и папы не только отдыхают вместе со своими детьми — ходят в походы, посещают кино, театры и музейные выставки, ездят на дачу или к теплым морям, — но также принимают активнейшее участие в образовательном процессе. Сделать эту деятельность более эффективной и полезной для семей можно, лишь установив обратную связь системы образования с родительским сообществом. Как именно это устроить наилучшим образом, разбирались участники «круглого стола» в Российской академии образования (РАО) «Семья и школа: диалог ради будущего».

Президент РАО Юрий Зинченко: «К моменту окончания детьми школы их родители фактически получают второе среднее образование»

— Наши родители изо всех сил стремятся помогать своим детям в учебе! — заявил президент РАО Юрий Зинченко. — Подчас они до ночи занимаются со своими детьми домашними заданиями, а в конце обучения в школе фактически сдают вместе с ними ЕГЭ. В итоге к моменту окончания их детьми школы можно сказать, что наши мамы и папы и сами получают второе среднее образование. Но если говорить серьезно, то, учитывая столь глубокую вовлеченность родителей в образовательный процесс, нам нужна обратная связь школы с обществом, и в первую очередь — с родительской общественностью.

Именно последняя, поддержал его глава региональной организации Профессионального союза работников народного образования и науки России Николай Тимофеев, и должна формировать национальный запрос на образование: «Это миф, что кто-то знает, как учить нашего ребенка! Родительское сообщество непременно должно держать ситуацию под своим контролем!»

Многое в этом плане, к слову сказать, уже делается.

— Все идет из семьи, хотим мы того или нет, — не сомневается член Общественной палаты Москвы, глава Экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном Департаменте образования и науки Людмила Мясникова. — Поэтому, с одной стороны, обязательно должна быть связь между родителем, педагогом и ребенком, а с другой — необходимо обучение родителей. В этом мы и видим главную задачу нашего совета.

Обучение родителей в столице, рассказала она, идет прежде всего на так называемых родительских субботах и на родительском селекторе. Темы для обсуждения выбирают не чиновники, а сами родители или школы, где учатся их дети. И всегда это что-то важное, нужное или полезное. Например, какие книги рекомендуется прочитать детям. Или в какие игрушки играть.

Сейчас запущен новый родительский проект: Институт русского языка им. Пушкина начинает рассказывать мамам и папам, что их дети проходят в школе по русскому языку и математике, чтобы облегчить совместное приготовление домашних работ. Начать решено с 5-го класса. Затем добавят 6-й класс, и так по классу в год до самого окончания школы.

— Это отличная идея! — поделилась с «МК» мама четвероклассника Кирилла. — Мы с мужем оба гуманитарии. И хотя до сих пор наших математических познаний хватало, чтобы помочь сыну с арифметикой, мы невольно думали о том, что будем делать, когда наш мальчик перейдет в старшие классы. Нанимать репетитора не хотелось бы, но если бы не этот родительский курс, со временем, наверное, все же пришлось бы. А так мы будем учиться вместе с Кирюшей, освежая в памяти когда-то пройденное в школе. И точно сможем ему помочь, если это понадобится.

Такая совместная деятельность родителей и детей, по словам психологов, вообще очень важна:

— Деятельность — это главное, — заявила ректор Академии инновационного образования и развития, кандидат психологических наук Ольга Рубцова. — Если мы не погрузим ребенка в совместную с родителями деятельность, все будет зря, включая самый наилучший интернет-контент. Например, что может быть лучше для ребенка, чем совместный детско-родительский интернет-марафон-конкурс на знание правил безопасности в Интернете и создание позитивного контента?! По эффективности воздействия на маленького человека с ним не сравнится ни одна беседа с самым лучшим специалистом в сфере интернет-безопасности!

Практика общения родителей и детей вообще бесценна, напоминают психологи. Так, по данным последних исследований, самые успешные дети бывают у родителей, которые говорят со своими детьми порядка 20 тыс. слов в день, включая шесть замечаний и шесть поощрений. И этот показатель стоит запомнить всем мамам и папам, как бы много их времени ни отнимала работа. В конце концов, что может быть важнее в жизни, чем наши дети?!

Кстати, активно высказываемые в последнее время опасения, что традиционная семья в нашей стране постепенно утрачивает свои позиции, а то и вовсе исчезает, поддавшись на разные приманки вроде «чайлдфри» (по-русски — семьи, сознательно отказавшиеся заводить детей), как оказалось, не соответствуют действительности.

Взять хотя бы всем знакомые соцсети на русском языке. Так вот, сообществ «чайлдфри» поисковики там находят всего 128, тогда как сообществ со словом «родители» в названии — 20 556, подсчитала член президиума совета, зампредседателя Совета Ассамблеи народов России Ирина Галанова. Что называется, почувствуйте разницу: родительское сообщество у нас, к счастью, гораздо сильнее! Примечательно, что еще около 100 сообществ набирается со словом «бабушка» в названии. А вот наши деды, надо признать, отстают. На слово «дедушка» в поисковиках пока вылезает разве что только Дед Мороз. Так что, похоже, нашим дедам также настало время подтянуться…

Принципы родительского просвещения просты, считает Галанова:

— Делай как мы, а не как мы сказали.

— Учим язык молодежи, а молодежь учим своему языку.

— Ищем баланс между традицией и современностью.

— Учиться самим и делать это с детьми.

— Родителям и учителям — объединяться!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру