Завуч назвала шестиклассников "предателями Родины" за отказ носить патриотические галстуки

Что делать, если детей травят за нежелание быть пионерами

Что делать, если вашего ребенка в школе приняли в пионерскую организацию? Радоваться или возмущаться?

Ни то и ни другое.

Даже если сами вы очень любите пионеров, все равно нужно обратиться в прокуратуру. Потому что российское законодательство категорически запрещает создание и деятельность в школах политических организаций.

Что делать, если детей травят за нежелание быть пионерами

Эта история произошла пару недель назад в Домодедове. Подмосковные власти очень быстро на нее отреагировали. Так что она может служить примером того, как следует властям действовать в подобных ситуациях.

Началось все банально. В закрытой группе в Facebook появилась просьба о помощи: что делать, если заместитель директора травит детей за нежелание быть пионерами?

Просьба была подкреплена видеозаписью линейки. Заместитель директора одного из домодедовских лицеев распекает учащихся шестых классов за то, что те пришли в школу без пионерских галстуков.

Смысл и тон ее выступления, мягко говоря, ошарашивает.

Чтобы было понятно, как высоко она летает, вот несколько фрагментов речи.

«В этом зале есть люди, которым мы год назад повязали красные галстуки. Вернее, ваши галстуки, трехцветные, — поправляется замдиректора, вспомнив, что галстуки у нее в лицее все-таки не полностью красные, а сине-бело-красные, цветов российского флага, что не меняет, конечно, их идеологического содержания. — И вам сказали: будьте достойными гражданами нашей страны. И вы ответили «всегда готовы», как делали ваши прадеды, родители, дедушки, бабушки, тети — все те, кто жил в нашем государстве.

Сегодня я вижу, половина зала не в галстуках. И когда я начинаю спрашивать «почему, ребята?» — «потерял», «дома», «в стирке». Ключевое слово «потерял». Вместе с галстуком ты потерял совесть. Честь. Это точно так же, как военный потерял ружье».

Дети в актовом зале хихикают. Их человек сорок. У них «пионерский сбор, посвященный горячему сердцу».

«Ничего смешного нет, — продолжает замдиректора. — Мы надеемся на него (на военного то есть). Надеемся на сохранность наших границ. А он просто пошел погулять и оставил там ружье.

Это военный? Нет. Такому военному грозит расстрел. Гауптвахта — точно.

Почему мы знаем, что он нарушил приказ, а вы не понимаете, что вы нарушаете? Почему вы думаете, что галстук можно оставить на кого-то? Не в шкафу он должен храниться, а у вас на груди».

В зале воцаряется напряженная тишина.

«Люди, которые отрекаются, — они могут отречься от своей Родины, — распаляется замдиректора. — Им плевать на родителей. Им плевать на свой дом, на семью. На Отечество. Поэтому когда вы говорите, что вы забыли галстук… Поэтому когда мы в следующий раз соберемся на пионерском сборе…»

Замдиректора не заканчивает фразу, но логика, в общем, понятна. Кто придет без галстука в следующий раз, того расстреляют. Или на гауптвахту — точно.

«У нас есть ребята из 6‑го «Д», которые хотят выйти из пионерской организации, — переходит замдиректора к конкретике. — Так вот знайте: есть такие вещи, что вы не выйдете, а вас с позором оттуда выгонят. Вы меня услышали?

— Да, — отвечает кто-то из зала.

— Вас никто не тянул за веревку, как сказала одна девочка на родительском комитете. Глупости говоришь. Никто тебя туда не тянул.

— Меня туда тянули, — возражает детский голос.

— Вот она у нас такая умная. Ее тянули. Ребят, кто-нибудь видел, что ее тянули? Кто-нибудь видел, что ее на веревке тянули?

— Нас всех записали без нашего согласия.

— Помолчи уже, — перебивает девочку замдиректора, повышая тон до опасно визгливой высоты. — Потому что на совесть твою понадеялись! А ты бессовестная! Еще такие вещи говоришь!».

Замдиректора делает вдох и гасит накал. Тон снова становится умильным.

«Итак, ребята, если кому-то непонятно: сегодня наша линейка посвящалась такому интересному событию, как горячее сердце.

Кто в галстуках — я на вас буду смотреть. Надеяться, что у вас действительно горячее сердце, и вы не просто так стали пионерами. И я очень хочу надеяться, что и своих малышей, которые учатся во втором классе, вы тоже приведете к юным талалихинцам».

Про «юных талалихинцев» следует пояснить: это детская организация для младших школьников домодедовских учебных заведений. Аналог коммунистических октябрят.

Талалихин — летчик, если кто забыл. В 1941 году он протаранил в ночном бою немецкий самолет, на парашюте спустился в речку и потом еще пять раз проделывал такой же подвиг, пока все-таки не погиб в воздушном бою.

Домодедовские младшие школьники названы юными талалихинцами, чтоб на него равняться.

«Кстати, позавчера был праздник. Юные талалихинцы нашего лицея выезжали в Красный Путь (это село в Домодедовском районе), там был открыт музей, посвященный Виктору Васильевичу Талалихину.

И мы скоро будем принимать их в талалихинцы. Вы передадите им частицу своего разума и сердца.

Может, это наши будущие горячие сердца. Жизнь-то, она долгая, — задумчиво говорит замдиректора. Не исключает, что нынешним талалихинцам тоже придется таранить вражеские самолеты. — Но помните, что за веревку никого никуда не тянут, стыдно об этом говорить, но у нас есть люди, которые этого не понимают, это 6‑й «Д».

Пионерский сбор завершается фразой замдиректора: «Вы поняли, что существуют такие ребята, которые живут и портят наше мирное время».

На этой тревожной ноте собрание заканчивается.

■ ■ ■

Видео выступления зам. директора в соцсетях разместила мама одной из учениц непокорного 6‑го «Д».

«К сожалению, это не единственное такое собрание, — объяснила она «МК». — Завуча знают многие, и мы не первые, на кого она так ругается, и не только в этом году, и не только по поводу пионеров. Однако ее стиль общения с детьми по какой-то причине не выносился ранее на обсуждение за пределы школы да и в школе тоже».

В комментарии к посту мама написала, что класс дочери приняли в пионеры два года назад, в 4‑м классе, внезапно. Дочь позвонила среди дня и сообщила об этом. Родителей не информировали заранее, не спрашивали, хотят ли они. Но у дочери был определенный энтузиазм, и родители решили посмотреть, что из этого выйдет.

Вышла масса бесполезных ура-патриотических мероприятий плюс попытки возродить советские традиции.

Дочь решила уйти из пионеров. «Первая попытка была еще год назад, — объяснила мама. — Ей сказали, что это невозможно, «из пионеров только выгоняют за проступки». Потом были попытки этой зимой. То же самое. Процедуры выхода из пионерии не существовало. Однако, поскольку процедуры входа в нее (официальной) тоже не существовало, мы просто сказали дочери, что это все нелегально, и ты можешь не посещать то, что считаешь ненужным. В итоге все это привело к скандалу».

Пару недель назад девочка опять заявила в школе, что не хочет быть пионером. Ее пытались заставить остаться, сначала упрашивали, потом строго разговаривали, но это не помогло. «На выход из пионеров записалось полкласса, на очную ставку с завучем пошла дочь и ее две подруги. Уйти без слез удалось только дочери. «Предатели Родины» — это было самое мягкое, что они там услышали. После чего во избежание дальнейших подобных инцидентов было решено записывать происходящее на телефон».

Как объяснила мама девочки, многие дети боятся рассказывать родителям о происходящем, поскольку часть родителей поддерживает принцип «твердой руки» и пионерию в частности, и вообще считает нормальным все происходящее. А методом принуждения в школе не только принимают в пионеры. «Нас, например, два года подряд заставляют регистрироваться на сайте ГТО, и наш отказ вызывает конфликтные ситуации, хотя у дочери есть проблемы со здоровьем, и ей запрещены такие вещи».

Видео и мамин пост привлекли внимание правозащитников и юристов.

С семьей связался Александр Асмолов, член президиума Российской академии образования и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Он лично разговаривал и с мамой, и с девочкой.

«МК» неизвестно, какие после этого разговора прошли сигналы и в каких ведомствах. Но мы знаем, что директора лицея в итоге вызывали «на ковер», после чего родители девочки, желающей выйти из пионеров, пришли к нему в школу.

«Администрация принесла родителям извинения, — сказал Александр Асмолов в интервью «МК». — Было обсуждение в кабинете директора. Причиной случившегося является отсутствие элементарного знания законодательства. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» запрещает деятельность в учебных заведениях каких-либо политических организаций».

По мнению Асмолова, есть и вторая причина: категорически нельзя, чтоб в школах и детсадах детей заставляли вступать в какую-либо организацию без согласия родителей. Это дело добровольное.

«Самое трагичное в этой ситуации — возмутительно агрессивное поведение завуча в адрес ребенка, — считает правозащитник. — Учитель не имеет права принуждать к участию в организации. Это психологическое насилие.

В разных регионах страны мы часто сталкиваемся и с незнанием закона «Об образовании», и с таким поведением учителей, которое может привести к тяжелой травме ребенка.

Иногда школьная администрация сама инициирует создание политической организации. Иногда ей приказывают сверху.

Пионерские организации в школах Домодедова — четко прослеживающаяся активность КПРФ. Складывается ситуация, когда дети фактически становятся заложниками политических игр взрослых людей».

■ ■ ■

Закон не запрещает пионерские организации.

Закон запрещает пионерские организации в школах.

Если хочется создать пионерскую организацию, необходимо следовать порядку, установленному законом «О некоммерческих организациях». Написать устав, утвердить на собрании учредителей, собрать другие необходимые документы, указать юридический адрес, открыть счет в банке и подать заявление в Минюст.

Когда Минюст зарегистрирует пионерскую организацию — пожалуйста, можно начинать работать. Привлекать детей, проводить с ними сборы, надевать галстуки, учить говорить «будь готов — всегда готов».

Но все это должно происходить вне школы и не на средства школы. В школьном актовом зале нельзя проводить сборы, для них нужно арендовать помещение. И, разумеется, нельзя проводить их в учебное время, снимать детей с уроков (в лицее, о котором идет здесь речь, это делается несколько раз в месяц). Везти детей в музей на школьном автобусе тоже нельзя. И галстуки им нужно купить на деньги спонсоров, а не на школьные.

И самое главное: их нельзя просто взять и записать в пионеры. Или тем более приказать вступить в пионеры.

Нельзя для этого использовать административные рычаги. В пионерскую (как и в любую другую) организацию детей можно только «заманивать», предлагая интересные им занятия.

Это труднее, чем нести пургу про честь, совесть и горячие сердца, которую дети, естественно, пропускают мимо ушей и правильно делают. Потому что они живут в 2019 году, то есть совсем в других реалиях, чем 50 лет назад. У них другие интересы, цели, потребности, герои. Даже язык, на котором они говорят, — другой.

Пытаться подменить их нынешнюю реальность замшелыми идейными лозунгами полувековой давности просто глупо. Тем более что и полвека назад эти лозунги не воспринимались как истина.

Чтобы дети пошли за вами, чтобы вступали в вашу пионерскую организацию, нужно не вымышленное, а настоящее. Не красивые слова, а по-настоящему увлекательные для них дела.

Предложить современным детям такие дела не так уж сложно. Но, судя по «горячему сердцу», местное школьное руководство на это вряд ли способно.

Возможно, старшему поколению наших читателей речь зам. директора лицея, напротив, понравилась. Возможно, многие встрепенулись, как старые полковые лошади, заслышавшие звук трубы.

Но только не надо забывать, что та труба пела, когда страной правила коммунистическая партия, а пионеры являлись официальной государственной детской коммунистической организацией, учрежденной правящим режимом.

Сегодня ситуация в корне иная.

Коммунистическая партия сегодня в оппозиции правящему режиму. Тот факт, что среди муниципальных чиновников и школьных учителей находятся люди, которые не боятся ее открыто поддерживать, используя административные рычаги, предоставленные им вообще-то совсем другой партией — партией правящего режима — очень, конечно, смело с их стороны. Но никаких законных полномочий они на это не имеют.

Если я скажу: «У всех детей должны быть пуговицы с двуглавым орлом, а у кого пуговицы без орла, тот предатель Родины без чести и совести», — вы же не станете перешивать своим детям пуговицы. Вы же подумаете, что я сбрендила.

У зам. директора ровно столько же правовых оснований, чтобы требовать галстуки у детей, сколько у меня, чтобы требовать пуговицы. Ни граммом больше.

■ ■ ■

Несмотря на то что родителям девочки администрация лицея принесла извинения, официальная позиция вышестоящих инстанций касательно школьных организаций пионеров, октябрят и прочих «талалихинцев» публично до сих пор не озвучена.

От мамы мы знаем, что она написала заявление в Рособрнадзор. Из Рособрнадзора ответили: ваше заявление переслано в муниципальные органы управления образованием и прокуратуру.

«С директором школы 6 марта мы договорились, что дочери принесут публичные извинения, — сказала мама. — Также мы договорились, что школьную документацию про пионеров перепишут в соответствии с законодательством и нам покажут, мы сможем помочь с ее корректировками. Пока еще не переписали и не показали, но мы будем работать над этим. Администрация школы с сожалением прокомментировала, что в системе образования недостаток юридических компетенций и нет юристов, доступных для консультаций».

Девочка написала заявление о выходе из пионеров, его у нее приняли.

«МК» будет следить за продолжением этой истории.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27941 от 2 апреля 2019

Заголовок в газете: Рособрнадзор предупреждает: насиловать школьников пионерами противозаконно

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру