Права хоть как-то влиять на автошколы ГИБДД лишилась в 2010 году в связи с изменениями порядка лицензирования образовательной деятельности. После того, как примерные программы обучения водителей были утверждены, в 2014 году Госавтоинспекция получила право выдавать заключения о соответствии учебно-материальной базы автошкол установленным требованиям. Разработчики документа отмечают, что это дало положительный эффект. По итогам 2018 года по сравнению с 2014 годом количество дорожно-транспортных происшествий по вине начинающих водителей снизилось на 59,4%, погибших в них людей – на 69,4%, раненых – на 58,4%.
Тем не менее, в МВД указывают, что ГИБДД, выдавая заключения, в дальнейшем не имеет возможности контроля над автошколами. И, как отмечено в пояснительной записке к документу, образовательные организации этим вовсю пользуются.
Например, проводят обучение вне мест, обозначенных в заключениях, заключают фиктивные договора использования объектов недвижимости ровно на момент проведения автоинспекцией обследования, а после тут же их расторгают, или, после получения заключения, сокращают количество учебных автомобилей и инструкторов. Также разработчики документа отмечают, что поскольку автошколы «максимально сокращают свои материальные и финансовые издержки, а граждане пытаются затратить на обучение минимально возможное время и деньги» широкое распространение получил «аварийно опасный рынок оказания онлайн-услуг, который в какой-то степени заменил самостоятельную подготовку водителей».
В результате подготовка будущих водителей ведется некачественно. Так, если в 2015 году для получения одного водительского удостоверения кандидатом в водители в среднем сдавалось 4,2 экзамена, то в 2017 году уже 5,7 экзамена, а по итогам 2018 года уже 5,8 экзаменов.
Если же документ будет принят, то ГИБДД получит право не только на выдачу заключений, но и на их «приостановление, возобновление и прекращение действия», а также на контроль за соблюдением автошколами установленных требований к учебно-материальной базе. А это должно, по задумке разработчиков, улучшить качество подготовки водителей и снизить аварийность.
Министерство просвещения и Федеральная служба по надзору в сфере образования не возражают против наделения МВД России такими полномочиями.