В основу суперисследования ОЭСР лег анализ использования более 150 образовательных практик с 2006 по 2016 год. Это помогло оценить изменения, произошедшие в школах десятков стран и выделить «прорывные» области для каждой из них. При этом в отношении России сложившаяся картинка, возможно, оказалась одной из самых любопытных.
С одной стороны, наша страна демонстрирует существенный прирост по многим показателям. Однако, с другой, наибольший прирост нам дают ресурсы для обучения, в то время как ресурсы человеческого роста — наименьший. И это очень тревожный звоночек.
Действительно, как по оснащенности школ компьютерами (индекс доступа к ним у нас составляет беспрецедентные 94%), так и по объемам школьных библиотек России нет равных в мире. Но тут радоваться нечему. Качество библиотек в наших школах известно. Да и главным мировым трендом сейчас является их сокращение в связи с «переходом в цифру». То же и с компьютерами. В Европе их «школьный парк» меняется каждые 5 лет, и эта постоянная «текучка» неизбежно снижает показатели компьютерной оснащенности. Мы же как завезли компы в свои школы в начале 2000-х годов, так до сих пор и учим детей на этом старье, беря количеством, а не качеством.
Неоднозначно, как выясняется, выглядят и высокие результаты российских школьников по итогам международных исследований читательской и математической грамотности. С одной стороны, налицо реально высокие оценки наших детей. Но откуда они взялись?
Как подтвердило исследование, российские учителя всячески поощряют участие родителей в приготовлении школьниками домашних заданий и вообще в процессе обучения. А в мире принято, чтобы освоением школьной программы занималась школа, а не семьи или репетиторы. В Финляндии, например, родителям строжайше запрещено помогать детям делать уроки. Да и в англо-саксонской модели образования это, мягко говоря, не приветствуется. У нас же без репетитора или на худой конец мамы с бабушкой — никуда! Впрочем, и домашки как таковой во многих странах ОЭСР давно уже нет, ибо дети учатся в школе, а не дома.
Слишком многое в нашей школе, как выяснилось, построено на запоминании. В ОЭСР долгое время считалось, что оно неэффективно. «В России же умеют и любят зубрить, и мы продолжаем расти по этим показателям», — подчеркивают исследователи Центра изучения инноваций в образовании ВШЭ.
Больше же всего «в России страдает инициативное поведение детей,— констатировала декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская. — В мире оно считается очень важным, но наши учителя совсем не выделяют на это время. Другое, в чем мы отстаем, — умение использовать полученные в школе знания за пределами класса — т. е. в жизни. Отстаем мы и в чтении нехудожественной литературы».
— К сожалению, результаты исследования говорят о затратности российского образования, и в том числе в плане привлечения родителей к выполнению домашних заданий, — подытожила глава Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Ковалева.