Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Исторический процесс в отечестве нашем вызвал к жизни новых драконов. И в России кружатся бесы всех пород. Идет гибридизация драконьего племени: клерикализма, нацизма и коммунизма. Часть церкви втянута в этот процесс и благословляет его. Доказательства? Извольте. Не так давно протоиерей Андрей Ткачев высказал мысль, суть которой сводится к тому, что онкологическим больным не следует лечиться, цепляясь за жизнь. Нет, умереть — большее счастье, когда Бог прикажет: «Пейте святую воду, почаще молитесь Богу. А раз уж умирать пришлось — умирайте!».
Мне, светскому педагогу, даже как-то неловко возвращать священника к первоисточнику: «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» («Евангелие от Марка», гл. 3, ст. 1–6).
Фарисействующий священник Андрей Ткачев — по меньшей мере странная фигура, не правда ли? Но вернемся к Святому писанию. Если дать себе труд вчитаться в текст, выясняется, что Спаситель реально помогал людям, действуя как добрый доктор, даже тогда, когда пациенты об этом его не просили. Практически все Его чудеса связаны с излечением! Примеры? Извольте.
Излечение двух слепцов, излечение глухого косноязычного, излечение больного водянкой. Воскрешение вдовы Наинской, не говоря уже о воскрешении Лазаря. Очищение прокаженных и слепорожденных. Излечение бесноватого в синагоге. Излечение сына царедворца, который уверовал в Спасителя, но — такова уж человеческая натура, после того как сын его был исцелен. Причем последний не обращался к Спасителю с этой просьбой и даже не подозревал о том, что Христос может ему помочь. Последняя деталь крайне важна, поэтому остановлюсь на ней особо.
Практически Спаситель действовал, как современная многопрофильная клиника, оказывая скорую медицинскую помощь, не ожидая персональных обращений к Нему пострадавших. Судите сами, разве бесноватый в синагоге мог обратиться к Нему со словами: «Исцели меня, Боже». А глухонемой? Поэтому призывы протоиерея Андрея Ткачева прекратить лечиться и почаще молиться — мракобесная демагогия. Ведь, как известно, Бог может помочь и через врача. О том же известная пословица: «на Бога надейся, а сам не плошай».
По сути, высказывания данного священника не что иное, как набор дремучести. Но дремучесть здесь особого рода, она не является результатом необразованности протоиерея. К слову, сам он, почти ежедневно выступая в качестве блогера, вполне освоил достижения цивилизации. Но в отношении медицины батюшка-блогер выступает с резкой отповедью. Почему? Как хотите, но что-то здесь недоговаривается. Оно и понятно. В публичном пространстве всего не скажешь. Зато таинство общения с глазу на глаз позволяет довести некоторые непроизносимые вслух мысли до логического завершения.
Не так давно один из родителей моих учеников доверительно поведал мне свои впечатления от встречи с молодым старцем. Не подумайте, что «молодой старец» — это оксюморон. Отнюдь: младостарчество нынче новое явление в РПЦ. Так вот, сей «старец» впрямую втолковал неофиту, что лечиться, конечно, можно, но только у русских, не оскверняя себя обращением к врачу-еврею. Кроме того, следует принимать лечение только на Родине, а не ездить в надежде на спасение от смертельно опасной болезни за границу.
Вот это по-нашенски, прямо и без экивоков. Получается, что дремучесть здесь расчетливая. Цель — выявление «пятой колонны», борьба с которой консолидирует массы и укрепляет ядерный электорат. Ядерный — в смысле всегда готовый, как юный пионер, превратиться в радиоактивный пепел и последовать рекомендациям батюшки-блогера.
Вся ли церковь разделяет это эсхатологическое безумие? Ну, конечно же, нет! Мне невероятно повезло работать бок о бок с замечательными священниками. Протоиерей о. Александр Мень проводил катехизацию смертельно больных детей в Российской детской клинической больнице. Несмотря на невероятную занятость и проблемы со здоровьем, он всегда находил силы и время на утешение и поддержку юных пациентов. Христианин по духу и биолог по образованию, он никогда не отрицал благотворность медицинской помощи детям. После его смерти эстафету в этой воистину духоподъемной работе принял о. Георгий Чистяков. Большая умница, античник, прекрасно знавший древние языки, он сочетает живую веру и высокую культуру. Проявляя великий такт и исключительную деликатность, о. Георгий никогда не стремился огнем и мечом насаждать веру, превращая детский госпиталь в монастырь. При этом он пробуждал у ребенка естественную религиозность, осуществляя своего рода начальную духовную подготовку. Это то самое, к чему звал Блаженный Августин: «В общем — единство, в спорном — свобода, во всем — любовь». Это стараниями о. Георгия в абсолютно неприспособленном помещении в РДКБ возник первый больничный храм. Побольше бы нам такой любви!
Последний вопрос — стоит ли нам реагировать на очевидную ересь? Стоит. На всех этажах власти нас принуждают трепетно относиться к чувствам верующих. Их нарушение зачастую влечет за собой административную, а то и уголовную ответственность. А как быть с чувствами онкологических больных и их близких? Кто ответит за их оскорбление? Понимаю, что в любой семье, в том числе священнической, не без блогера. С квалифицированными кадрами везде проблема. Но тогда почему молчат иерархи РПЦ?
Это особенно опасно сегодня, когда мы переживаем очередной приступ невежества, характеризующийся тем, что значительная часть родителей отказывается от вакцинации детей. Вспышки эпидемий кори в ряде регионов страны — результат мракобесия. Андрей Ткачев неоднократно высказывался против вакцинации. Вот уж воистину, заставь блогера Богу молиться — он и лоб расшибет. Между тем на этот счет имеется официальная позиция РПЦ. Дабы не вводить людей во искушение, напоминаю ее положения.
Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят еще в сентябре 2008 года на «круглом столе» «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», организованном синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В итоговом документе участники «круглого стола» осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской православной церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции. Прошло всего несколько лет. И как водится у нас: «на колу мочало — начинай сначала». Но это как раз тот самый случай, когда священную войну с невежеством можно и должно повторить всем, включая РПЦ. Сможем повторить?