Помню, как «МК» организовал последний концерт Виктора Цоя, который прошел на стадионе «Лужники». Мне бы не удалось принять участие в его проведении, если бы не было праздника газеты. Дело в том, что Владимир Алешин, тогдашний генеральный директор Большой спортивной арены (БСА) олимпийского комплекса «Лужники», не одобрял проведение на БАС концерта рокера, но дал «добро» на организацию там праздника «МК».
Мероприятие газеты должно было проходить в парке имени Горького. Моя фирма «ЛИС’С» участвовала в проведении праздника «МК». В какой-то момент я предложил Павлу Николаевичу Гусеву провести свой праздник в Лужниках, так как для всех читателей «МК» парк Горького слишком мал. Предложение было озвучено гендиректору «Лужников» Владимиру Алешину. Репутация и влияние «Московского комсомольца» сыграли ключевую роль, и нам дали эту площадку. Зрителей пустили на поле БСА впервые. Была создана атмосфера всеобщего единства — собралось порядка миллиона человек. Это был первый и последний большой концерт Цоя. Праздник прошел в конце июня, а 15 августа он погиб.
В конце 1980‑х, уже при главреде Гусеве, в газете пошли весьма острые публикации. У «МК» всегда была своя позиция. Журналисты издания первыми заговорили о подпольных предпринимателях, «цеховиках», о криминале, о привилегиях партийной элиты, о проблемах молодежи. Поднимались вопросы о проблемах простых людей, которые не звучали в федеральной прессе, а если и проскальзывали, то со сглаженными углами. В «МК» же таким злободневным темам посвящались целые развороты. Газета стала для многих читателей главным источником информации. Я сам многое узнавал из ее статей впервые.
Привычка читать «МК» по утрам осталась у меня по сей день, несмотря на огромное информационное поле, которые окружает нас сейчас. Проблема современных СМИ в том, что журналисты перестали осмысливать события и никто из достойных людей не дает им оценку. Сейчас СМИ «вываливают» на людей информационный мусор в огромном количестве. Исчезает анализ ситуации, правильная подача информации. В «МК» все это сохранилось. Например, я с удовольствием читаю все статьи Александра Минкина. «Московский комсомолец» — это всегда подача альтернативной, собственной точки зрения.
Отмечу заголовки — это фирменный стиль газеты. Одним названием статьи журналисты зачастую исчерпывающе показывают отношение к ситуации. Притом что мы понимаем: конечно, для корреспондента существуют определенные ограничения. Зачастую такие иносказательные заголовки дают куда больше информации читателю, чем «лобовые» названия.
Лично я выступаю за свободу высказывания мнений. И понимаю, что зачастую журналисты других изданий занимаются самоцензурой: опасаясь за свою карьеру или руководствуясь интересами собственника, они по сути выдают не настоящую журналистику, а принятую где-то в верхах точку зрения. Поэтому многие другие газеты я перестал читать.
Столетие «МК» рождает у меня такие соображения: наверное, печатная периодика будет вымирать. Я люблю «МК» держать в руках. Бумажные версии отойдут на второй план, а главными для изданий станут их электронные версии. Знаю, у «Московского комсомольца» есть интернет-версия. К слову, когда мне создавали персональный сайт, я просил разработчиков ориентироваться на дизайн MK.ru. Но почему мне нравится именно разворот бумажной газеты? Потому что на экране мобильного устройства человек не видит панораму новостей. И еще я понимаю, что создание первой страницы — это искусство: что вынести на главную полосу, как расположить, чем иллюстрировать... «МК» это делает замечательно. Созданная новостная панорама сразу отвечает на вопросы: что, где, когда, и дает читателю право выбора, что бы он хотел прочесть.
Можно любить или не любить «МК», но людей равнодушных к нему нет.