Юридический нонсенс вряд ли будет разрешен и теперь. И все-таки правила есть правила – в понедельник Апелляционный суд Амстердама снова возвращается к спорному вопросу. Россия стоит на своем: экспонаты должны вернуться на свою историческую родину, где некогда были найдены археологами. Украина на своем: она выдавала Нидерландам выставку и, соответственно, заключала договор о ней, значит, золото должно отправить в Киев. Возможно ли вообще разрешить эту дилемму?
Мы попросили современных художников представить ситуацию метафорически – как художественное произведение. И вот какие идеи были высказаны:
Художник Марина Звягинцева: «Мне представляется эта сложная история как инсталляция в виде метафорического перетягивания каната. Я бы показала ее как канат, к концам которого привязано два якоря, равных по весу. А в его центре «гордиев узел», который невозможно развязать. Кто-то должен взять и разрубить узел, невзирая ни на что. Только тогда ситуация разрешится».
Художник Сергей Катран: «У меня есть объект, который как раз об этом. Это стул, распиленный надвое. История такова: две девушки полюбили один стул и не смогли его поделить. В итоге распилили его попалам. Здесь в роли девушек – две страны. Это отсылка к истории с соломоновым решением о младенце, за которого спорили две женщины. Но государства как дети, они не умеют быть благородными. Они действуют примитивно. Вообще об этой трагедии мне сложно говорить. Я родился на Украине, но в Крыму много русских людей и я понимаю, почему это произошло. Эта двойственная ситуация».
Прогнозы о судьбе золотых предметов, найденных в крымских курганах, сложно строить. Очевидно одно: из исторических артефактов они превратились в политические. История золота скифов приобрела новое звучание в современном мире, стала гордиевым узлом мировой политики,и, возможно, предметом для художественных высказываний.