Погода в этот день была, мягко говоря, не весенняя – город заметало снегом, Исаакий напротив здания Академии было почти не видно в снежной пелене. Несмотря на разгул стихии люди терпеливо стояли с гвоздиками в руках в очереди. Как всегда в такие сложные и скорбные моменты, церемония будто разделились на «народную» и официальную. Под снегом топтались простые смертные, благодарные Алферову за сохранение российской науки. «Это нобелевский лауреат, их у нас не так много осталось, - делится мотивом Татьяна, ожидая возможности лично почтить память Алферова. – Кроме того, он создал школу, в которой училась моя дочь. Я испытываю к Жоресу Ивановичу огромную признательность и благодарность». Рядом с Татьяной стоял известный ленинградский художник Энгель Насибулин, соавтор музея Пушкина в Нью-Йорке.
В самом здании Академии прощание проходило пышно, церемонно, с воинским караулом и официальными лицами. Был тут и президент Академии наук Александр Сергеев, который в памятной речи помянул недобрым словом реформу Академии наук. «Жорес Иванович активно защищал позиции российской науки, в том числе, когда учёные массово уезжали из страны, - отметил Сергеев. – Если бы не было Жореса Ивановича, ситуация в науке была бы намного хуже. С девяностых годов в нашей стране живёт выражение, которое приписывают Жоресу Ивановичу, и полагаю, он действительно так сказал: «Мы – страна оптимистов, все пессимисты уже уехали». Благодаря ему многие остались в России. Самым правильным увековечением его памяти станет восстановление Петербургского научного центра РАН как структуры. Мы с ним вместе за это боролись. Научный центр был упразднен в 2013 году, а ведь в Петербурге проживают более двухсот академиков».
Высказался на прощании с учёным и врио губернатора Петербурга Александр Беглов, припомнив, что Алферова он знает давно и что они «часто трещали с ним то в самолёте, то в поезде. Он говорил о физике, научных открытиях, поддерживал беседу о литературе». Способность Алферова сохранить российскую науку в девяностые Беглов назвал научным подвигом, отметив смелость и креативность учёного. В последние минуты прибыл на прощание глава КПРФ Геннадий Зюганов (Алферова был депутатом Госдумы от коммунистов). В общей очереди коммунисты стоять не стали, а большими быстрыми шагами поднялись прямо в зал.
Очередь на улице тем временем не уменьшалась. Я подхожу к статному пенсионеру в конце очереди с вопросом, почему он, несмотря на вьюгу, пришёл попрощаться с Алферовым. «Это великий учёный, он захватил две эпохи: социалистическую и капиталистическую. Сам я к Академии наук отношения не имею, но занимался техникой и приборостроением. В советское время техника была в почёте. Научные школы были большие, заводы работали, в отличии от того, что есть сейчас. Зовут меня Юрий Александрович, я блокадник, лауреат государственной премии». Юрий Александрович здесь с товарищем, у которого своя история. «Зовут меня Валентин Александрович. Я пришёл с женой, чтобы выразить свою гражданскую позицию, проститься с выдающимся советским и русским учёным. Я работник Кировского (Путиловского) завода, все мои предки были путиловцами. Работе на заводе я отдал порядка двадцати лет». Как видим, не одна только научная элита и государственные деятели пришли проститься с Алферовым. Были здесь и студенты, и молодые учёные. О масштабе личности Алферова красноречиво свидетельствует такой комментарий от Светланы, также стоявшей в очереди «Я лично не знала Жореса Ивановича и сама с наукой не связана. Но всегда следила за тем, что он делает, как он себя позиционирует. Он для меня, как Ломоносов: эти два человека страстно и тотально делали то, что любят. И очень любили Родину. Меня это трогает, поэтому все просто: меня сюда привело сердце». После прощания в здании Академии Алферова похоронили на кладбище в Комарово.
Справка «МК»: Жорес Алферов, советский и российский физик, лауреат Нобелевской премии 2000 года, академик АН СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». С момента основания был деканом физико-технического факультета СПБГПУ. Стал ректором-организатором нового Академического университета – центра нанотехнологий РАН. В ночь с 1 на 2 марта Алферов скончался на 89 году жизни от острой сердечно-легочной недостаточности.