Опасаясь репрессий, классные руководители воздерживаются от личных публичных высказываний, но вот в своем профессиональном чате общаются охотно. Проблемы у всех схожи — дети и их родители, которые не всегда адекватно проявляют себя в учебном процессе.
Родители-ябеды
«А кто это у вас Вася? — с любопытством спрашивали мои родители, вернувшись с родительского собрания. — Бедняжка его мама сквозь землю готова была провалиться, выслушивая про своего Васю! Только попробуй нас так же опозорить!»
Это было много лет назад, но проблема никуда не делась: классному руководителю по-прежнему хочется обсудить все проблемы в рамках родительского собрания, чтобы каждый родитель не дергал его по отдельности. Но сегодняшние мамы и папы не желают молча «проваливаться сквозь землю», выслушивая замечания своему ребенку, сделанные при других родителях.
«Вот уже четвертый год работаю со своим классом, это 10 девочек и 16 мальчиков, — делится в чате Альфуся Борисовна Бахова. — С конца прошлого года в классе организовалась группа из пяти человек, которым интереснее хамить учителям, отвлекаться, убегать с последних уроков. Долгое время говорила с ребятами, индивидуально вела беседы, вызывала родителей, с которыми тоже говорили один на один. Ребята вроде и неплохие, но их дисциплина не дает учителям проводить нормально уроки, ну и, естественно, они сами получают плохие оценки. Хотя трое из них с великолепной головой — и у меня на математике они лучшие. Но я же не только математик, но еще и классный руководитель! Полтора года были разговоры, беседы один на один. А сегодня на родительском собрании я не выдержала и при всех родителях сказала о ситуации, которая назрела в классе. Назвала фамилии всех пятерых мальчиков, рассказала о постоянных срывах уроков — в общем, выложила все начистоту. Но реакция одной из мам сразила меня наповал! Она стала на высоких тонах высказывать мне, что назвать имена этих пятерых при всех — поступок непедагогичный, что теперь «все в округе будут говорить о ее ребенке плохо». Заявила, что будет на меня жаловаться! Я была в шоке. За 25 лет работы в школе на меня ни один родитель не повышал голоса».
«Очень часто приходится лавировать между двух огней, — сетует классный руководитель 9‑го «Б» одной из столичных школ Нина Валерьевна. — С одной стороны — ученики, мешающие всему классу, и их родители, которые вместо того, чтобы прислушаться к классному руководителю и призвать своих детей к порядку, строчат жалобы на педагогов директору школы, а на директора и на школу — в Департамент образования и так далее. А с другой стороны — родители «нормальных», старательных учеников, которые также строчат жалобы на то, что «школа не в состоянии создать нормальные условия для обучения их детей». «Родители-ябеды» есть почти в каждом классе. Вот коллеги и вертятся как ужи на сковородке, изобретая способы общения с ними и их детьми. Ведь их дети в свою очередь тоже ябедничают своим родителям на учителей, хотя сами же их и доводят».
Какие дети у «родителей-ябед»? По единодушному мнению педсостава, у «родителей-ябед» и дети ябеды. Это порождает порочный круг. Зная, что их родители склонны во всем обвинять школу, напортачив, такие дети с опережением жалуются дома на «придирки» и «несправедливость» учителей. Проблема в том, что такие родители чаще всего держат своих детей в строгости, и дома они действительно паиньки, а «пар выпускают» в школе. Поэтому «родителям-ябедам» действительно трудно поверить, что в классе их чадо преображается до неузнаваемости.
Как вести себя с «родителями-ябедами»? Педагоги полагают, что склонные к бесконечным официальным жалобам родители судят по себе — то есть любое прилюдное оглашение проступков их детей воспринимают как кляузу. С ними можно бороться их же оружием. Пригласить отдельно родителей всех нарушителей порядка в классе и сообщить, что раз с их детьми не справляется «ни семья, ни школа», то придется привлечь третьих лиц — социальных педагогов, школьных психологов, вплоть до комиссии по делам несовершеннолетних. Как правило, такая перспектива совершенно не радует «ябедников» — и они прекрасно приводят в чувство своих отпрысков самостоятельно.
Родители-прогульщики
«Родительские собрания (далее — РС) нужны в первую очередь вам, — напоминает молодым коллегам классный руководитель со стажем Ольга Борисовна. — У родителей найдется миллион причин, чтобы явиться к вам в удобное им и неудобное вам время. А организационные вопросы класса вы сможете эффективно решить, только собрав всех вместе».
«В последнее время количество родителей, посещающих родительские собрания, стремительно сокращается, — отмечает учитель начальных классов Ирина Пасевина. — Одна из причин — нежелание при всех выслушивать негативные отзывы о своем ребенке. Другая — с введением электронных журналов некоторые родители считают РС малоинформативными и бесполезными, ведь они чаще всего направлены на две темы — успеваемость и сбор денежных средств».
«Родители прогуливают РС по-разному, — делится наблюдениями Елена Алексеевна, классный руководитель 5‑го «А» одной из школ столицы. — Одни не являются вовсе, не отвечают на звонки и не участвуют в родительских чатах. Искать их порой приходится через завуча. К счастью, таких меньшинство. Многие присылают вместо себя на РС стареньких бабушек и дедушек или, наоборот, своих старших детей — старшеклассников и студентов. Те все внимательно выслушивают, но эффект от их присутствия чаще всего сводится к нулю: они либо не доносят информацию до родителей и самого ученика, либо не имеют у них должного авторитета. Если у ученика есть проблемы, после появления таких «заместителей» ситуация обычно никак не меняется».
Какие дети у «прогульщиков»? Большинство педагогов отмечают, что у родителей, хронически прогуливающих РС, дети тоже злостные прогульщики. Зная, что их родители беззаботно «забивают» на РС, ученики так же без колебаний прогуливают уроки. Получается, что такие родители, пусть даже невольно, но прививают своим детям безответственное отношение к школе, не поддерживают в глазах ребенка ее авторитет. Обычно ситуация заходит в тупик, когда успеваемость школьника значительно снижается в связи с пропущенными занятиями, и у него начинаются конфликты с учителями-предметниками.
Как вести себя с «прогульщиками»? Опытные «классруки» советуют загодя посылать хроническим «прогульщикам» именные приглашения на РС с указанием подробной повестки дня, а также «заманивать» их обещанием сообщить не только о трудностях, но и о достижениях их чада. А на самом собрании создать для отлынивающих от РС родителей зону психологического комфорта. «Классному руководителю необходимо выстраивать ситуацию успеха для каждого ученика», — советует учитель начальных классов Ирина Николаевна Пасевина. Это значит: даже если у родителей ученика пока нет повода для гордости за него, они услышат про обстоятельства, при которых их ребенок сможет проявить себя. Например, вместо того чтобы мрачно прогнозировать «ваш ребенок ни за что не сдаст ЕГЭ по иностранному», посоветовать ему записаться в драмкружок, ставящий пьесы на языке: «Энергии и артистизма у него хоть отбавляй, а там и язык подтянет!». На самом деле классный руководитель почти всегда знает, в каком именно «поле» сможет выигрышно смотреться каждый из его учеников.
Родители-хулиганы
— Как-то я зашла на РС в 10‑м классе по приглашению их классного руководителя, — делится преподаватель химии Лидия Ивановна. — Как предметник, я, естественно, не знала, где чьи родители. Но уже через пять минут поняла, кто папа того моего ученика, который каждый раз, когда я вызываю его к доске, начинает канючить: «А почему я?! Ну почему опять я?!» А получив очередную заслуженную «двойку», возмущается на весь класс: «Нарочно меня валите, а своим любимчикам оценки завышаете!» Солидный мужчина в костюме и в очках выговаривал классному руководителю точно таким же тоном: «Почему вы моего сына все время ругаете, а своих любимчиков все время хвалите?! Может, их родители вас как-то задабривают?!» Нетрудно было догадаться, откуда растут ноги у бесконечного возмущения моего двоечника!
— У меня на РС как-то две мамы сцепились так, что пришлось их разнимать, — с ужасом вспоминает классный руководитель 11‑го «В» Ксения Георгиевна. — После того как одну ученицу я похвалила, а другой сделала замечание. В обоих случаях по делу. Но девочки эти между собой дружили, и мама, которую отругали, накинулась на другую: мол, твоя-то сама втихаря зубрит, а мою с толку сбивает… И понеслось! Собрание было сорвано. А я с тех пор зареклась не только ругать, но и хвалить при всех. На общем собрании решаю только оргвопросы. А вообще опытному педагогу, даже не зная фамилии, нетрудно понять, где чей родитель. Образ мыслей, поведения и общения родителей отражается в их ребенке как в зеркале. Та девочка, чья мама напала на другую, тоже не просто плохо училась, но еще и без конца третировала свою подружку-отличницу. Я все время удивлялась: как они вообще дружат, что у них общего?! Кроме того, что двоечница у отличницы все время списывала.
Какие дети у «хулиганов»? По наблюдениям учителей, дети тех, кто срывает РС, чаще других срывают уроки. «Родители-хулиганы» могут беспардонно сорвать РС по разным причинам: им не нравятся сборы на нужды класса, слова классного руководителя, поведение других родителей и т.д. У их детей тоже масса причин для срыва урока: «занижение оценок» им, «завышение оценок любимчикам», «неправомерные требования учителя», реакция на их ответы одноклассников и т.д.
Как вести себя с «хулиганами»? Следует помнить, что они настроены со всем спорить. Чтобы не возбуждать их агрессию, педагоги не рекомендуют друг другу на РС как-либо сравнивать учеников, давать им личные характеристики, а также в принудительной форме требовать финансовой помощи для класса или школы. Ни в коем случае не следует в каком-либо виде сообщать на РС личную информацию, касающуюся семей учеников. Нельзя также идти на поводу у «хулигана» и незаслуженно хвалить его отпрыска, лишь бы он успокоился. На все его выпады «хулигану» лучше предлагать зайти к классному руководителю для индивидуальной беседы.
Родители-отличники
— Это активные родители, — отмечает классный руководитель Нина Валерьевна, — они включаются во все внеклассные мероприятия, входят в родительский комитет и вообще много времени проводят в школе. Но у их активности есть и обратная сторона: они уверены, что знают все лучше учителей и без конца лезут с навязчивыми «педагогическими» советами, не понимая, что существует учебный план. Например, одна мама наслушалась в Интернете каких-то зарубежных педагогических тренингов и стала требовать, чтобы с нашим классом занимались по предложенной там методике. Подобные родители-«всезнайки» постоянно стремятся улучшить учебный процесс, совершенно в нем не разбираясь.
Какие дети у «отличников»? Как показывает педагогическая практика, или тоже отличники, или забитые троечники. Либо их ребенок старается соответствовать запросам родителей и боится принести домой даже «четверку», либо, подавленный родительской «педагогической активностью», авторитетом и «всезнайством», становится вялым и безынициативным. Такие троечники часто бывают способными, просто учеба вызывает в них отвращение, ведь родители-перфекционисты гоняют их на кучу дополнительных занятий, к репетиторам, на курсы, в кружки и т.д.
Как вести себя с «отличниками»? С ними, как и с «ябедами», педагоги предпочитают общаться с глазу на глаз. Советуют друг другу не идти на поводу у активистов и не посвящать половину РС обсуждению их отпрысков, отнимая время у других. Отбиться от «рацпредложений» таких родителей, по общему признанию, сложно, но возможно. Их стоит также убедить в том, чтобы они перестали ставить «педагогические опыты» над своим ребенком на дому, пока он окончательно не охладел к учебе.
Родители-«двоечники» и «троечники»
— «Двоечники», как и их коллеги школьного возраста, придя в класс на РС, прячутся на задней парте, поближе к двери и подальше от учителя, — делится наблюдениями классный руководитель Елена Алексеевна. — Укрывшись от учителя за спинами других, они болтают между собой, хихикают или сидят в своих телефонах. Когда к ним обращаешься, пугаются, втягивают голову в плечи и слушают молча, оставаясь равнодушными и безынициативными. Родители-«двоечники» частенько опаздывают на РС и норовят выскользнуть в дверь, когда РС еще не закончилось. В отличие от них родители-«троечники» честно пытаются включиться в процесс, но в итоге только отвлекают, задавая массу ненужных вопросов и вызывая всеобщий смех. Например, одна мама на просьбу закупить на всех учебные тетради уточнила: «С котиками или с зайчиками на обложке?». От «троечников» много шуму, но толку мало.
Какие дети у «двоечников» и «троечников»? Дети «двоечников», как ни странно, нередко бывают отличниками. Возможно, родительский «пофигизм», несомненно, имеющий место не только на РС, но и в семье, заставляет их детей с младых ногтей включать собственную голову. А вот у «троечников» и дети троечники, они вроде что-то делают, но ничего не доводят до конца: домашние задания у них недоделаны, книжки недочитаны, а сами они несобранны и все время отвлекаются. Очевидно, так действует на детей обстановка в семье.
Как вести себя с «двоечниками» и «троечниками»? Педагоги сходятся на том, что со взрослыми «двоечниками» и «троечниками» имеет смысл быть построже. Не тратить время на «душеспасительные» беседы, а давать им конкретные рекомендации и задания и контролировать их исполнение. Например, если от родителя-«двоечника» требуется поговорить с ребенком, нужно подробно объяснить ему в личной беседе, что говорить и как. А родителю-«троечнику» не позволять разводить суету на пустом месте, поручая ему не организацию процесса, а что-то одно — конкретное и легковыполнимое.
Родители-«хорошисты»
По общему признанию школьных учителей, это самые лучшие родители. Они доброжелательны, интересуются делами школы и класса, но инициативу проявляют в меру, уважая существующие порядки и авторитет педагогов. Они не пытаются стать «всем бочкам затычкой», но и не уклоняются от поручений, которые им по силам. Они не скандалят с другими родителями, не жалуются на классного руководителя и учителей-предметников, но при случае подробно расспрашивают их о том, как можно улучшить успеваемость и поведение их чада. Они не прогуливают РС и не отнимают у других время расспросами только о своем ребенке и посторонними рассуждениями. Родителей «хорошистов» любят учителя, а их дети, по признанию педсостава, чаще всего хорошо себя ведут и учатся.
«Не всегда у них есть амбиции и способности круглых отличников, — отмечает классный руководитель Ольга Борисовна, — зато твердые хорошисты обладают усидчивостью и умением ставить перед собой конкретные задачи и решать их, что и является основой стабильно высоких результатов». Таких родителей и детей педагогам не хочется ни отчитывать, ни ставить на место, их хочется исключительно поддержать.