«Они же люди. Такие потерянные и совершенно не приспособленные к жизни здесь», — не может сдержать эмоции Наташа. Мы говорим с ней по телефону.
Наташа — гражданка Белоруссии. Сейчас живет в Сочи. Так получилось, что она вляпалась (по-другому не скажешь) в эту историю с нигерийскими болельщиками и с прошлого лета тоже застряла на берегу Черного моря.
«Мне говорят, что я попала. Это же нигерийцы!!! А я просто не могу бросить парней на произвол судьбы. Я им верю. Если бы такая ситуация произошла у нас в Белоруссии, то преступник уже давно сидел бы за решеткой, а его жертвы спокойно уехали бы домой. Но в России, как мне кажется, никому ничего не надо», — вздыхает девушка.
С какой-то стороны, Наташа сама пострадала. Не просто так бьется она за свободу и благополучие двадцати молодых африканцев, оказавшихся в ловушке на 1/6 части суши. В одного из нигерийцев девушка влюбилась. И поэтому беззаветно верит каждому его слову, а уже потом, по нисходящей, — остальным его товарищам по футбольной команде.
Собственно говоря, Наташа единственная, кто хоть как-то пытается помочь несчастным нигерийцам вернуться на родину. Родное посольство от них отказалось.
Проводили — прослезились
В тот жаркий месяц лета-2018, когда весь мир жил мундиалем, Россию в огромном количестве заполонили граждане Нигерии — их находили в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, спящими на лавочках в парках, христарадничающими у мечетей и храмов... Сотни нигерийских болельщиков были задержаны при попытке пересечь границу с Финляндией.
Бедных государств в Африке хватает. Но именно Нигерия переплюнула всех, а ее жители массово решили под прикрытием ЧМ по футболу начать новую жизнь в далекой России, а если повезет с нелегальным пересечением границы, то и в Евросоюзе.
Их слезливые истории были рассказаны как под копирку: мол, встретили на улице в своей Нигерии хорошего парня, который за 250 долларов продал паспорт болельщика под видом российской визы, а еще за $500 оформил билеты на самолет на ЧМ-2018.
Нигерийские фанаты футбола почему-то были уверены, что в Москве легко устроятся на хорошую работу, без знания языка и без специальности будут получать бешеные бабки и вернутся (если вернутся) в нищую Нигерию королями...
Вполне возможно, что они так искренне и думали. Наивным и необразованным нигерийским «принцам» легко навешать любую лапшу на уши, но и они, в свою очередь, способны увлечь миллионы людей по всему земному шару сказками про «нигерийские письма счастья»...
Забавно было наблюдать за чернокожими болельщиками, которые прибыли в Россию в меховых куртках и шапках, заранее подготовившись к лютой русской зиме. А на ногах — легкие пляжные шлепанцы. Они взяли с собой все, кроме хоть какого-то понимания, что их здесь ждет.
Про то, как журналисты и правозащитники возвращали бедствующих нигерийцев на родину, можно слагать легенды. О мытарствах бездомных нигерийцев через СМИ стало известно президенту этой страны, и он прислал свой личный самолет, чтобы вызволить соотечественников. В аэропорт «Внуково», откуда летел единственный чартер, нигерийцев свозили со всей Москвы, некоторые не понимали своего счастья, ругались с журналистами и не хотели выпускать из рук паспорта, чтобы их данные занесли в списки пассажиров...
Проводили и вытерли пот со лба. Хотя тогда уже было понятно, что это еще не конец.
Джоэль Фиделис, так просит называть себя избранник Наташи, тоже прибыл в Россию прошлым летом. Но он был уверен, что здесь его ждет вполне конкретная спортивная карьера. «Таких, как Джоэль, было двадцать человек, кто приехал сюда, чтобы стать футболистами, — рассказывает Наташа. — Ребята перезнакомились, заселились в дорогой хостел в Сочи. Пару раз их пригласили поучаствовать в товарищеских встречах местных команд. Парни молодые, симпатичные, спортивные — от 18 до 25 лет».
Нигерийцы даже выехали в Абхазию на матч с тамошними футболистами. Это должно быть зафиксировано пограничными службами России и Абхазии — 8 августа они пересекли границу по загранпаспорту и FAN ID. После возвращения их миграционные карты обновились.
«Я сама познакомилась с нигерийцами где-то в конце июля. К тому времени они уже разочаровались в жизни. Не этого они ждали! Да, их приглашали поиграть, они были на коне, особенно когда еще шел чемпионат, но заработков не было, из дорогого хостела пришлось переехать в дешевый, питались кое-как», — вздыхает Наташа.
Но самое ужасное, что на горизонте не было никаких перспектив.
Зажигатель звезд
И вдруг звонок — нигерийцев приглашают на матч в Адлер. Предложение озвучил некий бизнесмен Денис Вячеславович. «Сказал, что он индивидуальный предприниматель. Я объяснила, что у ребят нет денег, чтобы добраться до Адлера. Чтобы вы понимали, в каком бедственном положении они находились, билет на каждого стоил всего 160 рублей. Но и их не было! Этот человек пообещал, что покроет все расходы, и действительно выслал на карточку деньги, — продолжает Наташа. — Потом он пригласил парней к себе в офис и сообщил, что хочет создать футбольный клуб, где будут играть нигерийцы. Ему объяснили, что время пребывания иностранцев по FAN ID в России, увы, ограничено до конца декабря».
«Не беда, — обнадежил ребят новоявленный благодетель. — Мы заключим с вами трудовой контракт, будут тренировки, игры, зарплата».
Денис Вячеславович пообещал сделать из простых африканских болельщиков настоящих звезд. И еще посулил, что первый свой матч они сыграют в Испании. Не исключено, что кого-то удастся «продать» там в хорошие руки.
«Есть фото и видео, где зафиксирован момент подписания договора. Новый футбольный клуб назывался «Хоста». С каждым из будущих игроков 27 ноября была подписана соответствующая бумага. По контракту они должны были получать ежемесячно зарплату в 450 долларов. Ребята плакали от радости. Они и поверить не могли, что им улыбнется такая удача!» — горько усмехается Наталья.
Для полного счастья не хватало всего ничего — визы для поездки в Испанию, которая стоила, по словам Дениса Вячеславовича, 300 долларов с каждого нигерийца. Разумеется, в будущем эти деньги отобьются с лихвой, но пока придется раскошелиться — и нигерийцы отдали последние, отложенные на самый-самый черный день кровные, многим пришлось даже занимать. В том числе и у Наташи.
Время шло. Расходы росли. Перед Новым годом нигерийцы заплатили своему работодателю еще по 20 тысяч рублей на другие нужды.
Наташа говорит, что тоже была уверена в честных намерениях Дениса Вячеславовича. Ей не показалось странным, что тот не забрал у спортсменов паспорта для оформления шенгенской визы.
«Новый год прошел, а виз все не было. Хотя на праздники он поздравил всех ребят, подтвердил, что они его игроки и что их всех ждет большое будущее. Потом, когда мы начали наседать: когда же? когда? — возмутился, что на него слишком давят... В начале февраля по контракту он должен был заплатить нигерийцам первую зарплату, но... исчез. Не отвечает больше на телефон, и связаться с ним нет никакой возможности», — разводит руками девушка.
У нигерийцев не осталось денег даже на еду. Но самое ужасное, что за переговорами с Денисом Вячеславовичем, уверявшим, что все будет хорошо, срок действия FAN ID подошел к концу и «футбольная нигерийская команда» оказалась в России вне закона.
Выяснилось, что по официальным документам футбольного клуба с названием «Хоста» и вовсе не существует в природе, он есть только в соцсетях, где позиционирует себя «народной футбольной командой», но новости на его странице заканчиваются прошлым ноябрем, а трудовые контракты на английском — красивая филькина грамота, как те же пресловутые «нигерийские письма счастья».
Игроки даже не могут пойти сейчас в полицию и написать заявление, что стали жертвой мошенничества, потому что будут задержаны и помещены в спецприемник как нарушители миграционного режима. А затем принудительно депортированы без права когда-либо вернуться в Россию.
Гол в свои ворота
«То, что эти люди оказались в подобной ситуации, не удивительно. Мы с самого начала чемпионата знали, что большое количество нигерийских болельщиков были ориентированы задержаться в России. На наивности и правовой безграмотности нигерийцев многие нагрели руки», — считает Олег Мельников, глава общественной организации «Альтернатива. Против рабства». Именно его общественники занимались возвращением первых партий незадачливых болельщиков домой в Африку.
Но обычно нигерийцев «разводили» их собственные земляки, а в сочинской афере, судя по всему, замешан гражданин России. «Мы нашли информацию, что за Денисом Вячеславовичем тянутся и другие сомнительные дела, в том числе квартирные. Но как все это проверить? Ребята ни за что не пойдут в правоохранительные органы, он все правильно рассчитал», — сетует Наташа.
В данный момент никаких шансов покинуть Российскую Федерацию без потерь, даже если они захотят сделать это добровольно, у нигерийцев нет. Хотя спецприемник и принудительная высылка все же слишком тяжелое наказание для тех, кто просто хотел играть в футбол в России.
«Остаться у них вряд ли получится, да и для нашей жизни они приспособлены довольно слабо, — считает Олег Мельников. — Не знают языка, культуры, из-за этого они очень легкая добыча для всякого рода аферистов и мошенников. Если они будут продолжать в том же духе, то могут попасть в еще более серьезную ситуацию».
Трудности не закалили нигерийцев. Даже русская зима в Сочи оказалась не такой страшной, как совместное житье-бытье. Члены команды переругались, обвиняя друг друга в том, что произошло. Никто никому больше не верит. Все разобщены.
Наташе жалко Джоэля. «Он очень хороший и талантливый. По человеку же это сразу видно, как вы считаете? — ищет она у меня поддержку. — У него папа священник. И сам Джоэль христианин, поэтому он немного другой по характеру и менталитету, чем остальные».
Пару дней назад Джоэлю позвонили и сообщили, что умер его отец. И если он хочет с ним проститься, то должен немедленно вылететь на родину.
Но как? Из Сочи в Москву два цивилизованных пути — на поезде и на самолете. Если парень появится в аэропорту, его тут же задержит службы безопасности. А у него просроченный паспорт болельщика, который выдаст его с головой.
«В посольстве тоже в курсе того, что случилось, но сказали, что не будут вмешиваться и помогать. Им вообще не до этого — 23 февраля в Нигерии проходят выборы президента, а забытые и обманутые двадцать болельщиков в Сочи всем только мешают», — говорит Наташа.
«Шансы, что нигерийские дипломаты вступятся за своих сограждан, крайне невысоки, прошлым летом они тянули до последнего, пока разгневанные болельщики не улеглись спать на тротуаре возле их посольства, — продолжает Олег Мельников. — Думаю, если все же удастся возбудить дело по мошенничеству, то суд вполне может вынести постановление, что они должны покинуть РФ в определенный срок, но больших штрафов и запретов на дальнейший въезд у них не будет».
Чувствуется, что Наташа очень переживает за своего Джоэля. Она ни на секунду не сомневается, что у него в семье действительно случилось горе. А когда я несколько цинично намекаю на то, что ее друг может быть неискренен, Наташа горячо восклицает, что этого не может быть.
«Я ему верю. У него очень тяжелая ситуация, и я вижу, как он мечется здесь, не имея возможности попрощаться с отцом. Если же он уедет и не вернется ко мне, как обещает... Что ж, значит, так тому и быть, — резюмирует она. — Но пока он здесь, я буду рядом с ним. Буду помогать. Это все, что в моих силах. Ведь вполне может быть, что сейчас он в беде и у него все плохо. А потом прославится и станет знаменитым футболистом, и мы все еще будем гордиться, что его знали».
Саму Наташу никто не держит в России. И все-таки она отложила дела, обзванивает все инстанции, поднимает тех же общественников, чтобы решить проблемы нигерийцев. Все, на что она надеется, — чтобы ее Джоэлю разрешили покинуть нашу страну без принудительной депортации. Иначе потом он не сможет вернуться к ней.
А вдруг он и вправду вернется?