Старшую девочку мужчина растил, как родную дочь и считал ее полноправным членом семьи. Однако когда встал вопрос об увеличении жилплощади (семья ютилась в однокомнатной квартире), начались проблемы. Командование воинской части отказалось рассчитывать квадратные метры с учетом приемной дочери истца.
Она ведь ему не родная и даже не удочерена. Начальство предложило армейцу добиться признания падчерецы членом семьи в судебном порядке. Суд первой инстанции так и сделал. Но в апелляции решение было отменено. Тогда отчим пожал жалобу в Верховный суд, который встал на его сторону. Коллегия высших судей пришла к выводу, что нижестоящие коллеги неправильно применили закон.
Как отметил ВС в своем определении, по общему правилу, прописанному в Жилищном кодексе, членами семьи признаются супруг, дети и родители нанимателя жилого помещения. Однако другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы также могут считаться членами семьи. Для этого нужно, чтобы они были вселены в квартиру и вели общее хозяйство с нанимателем. При этом ВС отдельно отмечает, что к «другим родственникам» может быть отнесена любая родня как самого владельца квартиры, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и по нисходящей линии. А под общим хозяйством следует понимать совместную покупку продуктов, предметов обихода и общий семейный бюджет.
Наконец, высшая инстанция указала судам на необходимость всякий раз в таких спорах выяснять волю самого нанимателя жилья. Если он говорит, что пустил к себе в дом ребенка жены от первого брака не в качестве временного постояльца, а на постоянное проживание, значит, такого ребенка надо признать членом семьи и учитывать его интересы при решении вопроса о предоставлении квартиры.