«Попробую забрать «Рожь» Шишкина, — говорит менеджер по продажам из Зеленограда Дима Лубчев. — Эта картина нравится не всем, может, не возьмут до меня… А мне она очень нужна на дачу, у меня там пейзаж похожий из окна…». «Я специально прилетела из Чебоксар, — бухгалтер Инна ежится от холода. — Мы с мужем хотим домой что-нибудь из Васнецова. Что? Да что останется, выбор, боюсь, будет небольшой…» Действительно, очередь двигается медленно, так как много льготников, которые проходят вне очереди, — это и ветераны, и студенты художественных вузов, и многодетные семьи… Нам удалось пообщаться с одной такой многодетной семьей, уже вышедшей из галереи. «Мина, — представилась молодая мама. — Я обожаю Брейгеля-старшего, но, к сожалению, в Третьяковке его нет… Взяли вот Репина, «Стрекозу». Повешу в детскую, пусть дети любуются…»
А менеджер турфирмы Елена Круглова мечтает о «Завтраке аристократа» Федотова. «Он так похож на моего мужа, у которого скоро день рождения… Но как ужасно все организовано! Почему нельзя купить электронный билет, заранее выбрать картину, прийти в определенное время и забрать? А если б я, к примеру, захотела взять домой «Явление Христа народу»? Это огромное полотно, нужны грузчики, транспорт… Даже такое прекрасное начинание у нас умудряются превратить в черт знает что!».
Мы не согласимся с Еленой Кругловой — организация хорошая. Доброжелательные полицейские, полное отсутствие «жучков» — спекулянтов билетами, бесплатный чай, тщательный, но быстрый досмотр при входе… «А зачем досмотр?» — с таким вопросом мы подошли к майору Рыжову, старшему уполномоченному близлежащего района. «Во-первых, мы проверяем паспорта — картины могут забрать себе только ранее несудимые жители Российской Федерации, и эта проверка занимает у нас несколько секунд. Во-вторых, мы проверяем сумки — уже арестован некий художник Сафронов, пытавшийся пронести в здание галереи пять своих полотен. Сейчас он дает показания, но, по предварительным данным, Сафронов хотел развесить свои картины на освобождающиеся места в галерее, выдав их за шедевры из коллекции, чем ввести в заблуждение посетителей…»
Иногда вдоль очереди проходит работник Третьяковки, вооруженный мегафоном. «Господа любители живописи! — звучит усиленное динамиком объявление: — Кончился Левитан, осталось немного Нестерова, но очень много Врубеля из запасников… Брать можно одну картину в руки, если вы возьмете больше, на выходе вас все равно остановят!». Мы подошли к сотруднику, который назвался Борисом Ласкиным. «Мы, работники Третьяковки, уже давно удивлялись, почему картины никто не берет. Ведь их для этого сюда свезли, красиво развесили — приходите, выбирайте, забирайте! Слава богу, процесс пошел — и искусство будет действительно принадлежать народу! У меня на кухне, к примеру, с прошлого года висит Брюллов! Ведь намного удобнее, вместо того чтобы ехать в центр Москвы, просто выйти на свою кухню и…» «Скажите, а я могу забрать себе смотрительницу из 52-го зала? — вмешался в наш разговор неказистый мужичок: — Виолетта Павловна ее зовут…» — «Конечно, — кивнул Борис, — конечно, можете, смотрительниц и экскурсоводов мы тоже раздаем населению. Только одно условие: смотрительницы должны жить в проходных комнатах, мимо них постоянно должен ходить народ, иначе они будут болеть и тихо угасать…». Мужичок удовлетворенно кивнул и побежал занимать очередь, а мимо нас прошла галантная дама с картиной Маковского «Вечеринка». «Еле успела! — весело говорила дама по телефону: — Отличный подарок, она будет в шоке!».
Прекрасная акция! И эта акция Третьяковской галерее удалась. Ждем таких же акций от других хранилищ нашей страны. Автор этих строк, к примеру, с удовольствием заберет из Оружейной палаты яйцо Фаберже. С целью улучшения своих жилищных условий…
Илья Криштул
Осенило
● Движение к общей цели — не всегда движение вперед.
● Лицо страны сильно портят черты бедности.
● Не отдавать долги — садизм, отдавать — мазохизм.
● Не бери от жизни все — зачем тебе столько неприятностей?
● Куда бы кривая ни вывела, мы на правильном пути.
● У нас такие дороги, что найти свой путь — подвиг.
Тамара Клейман
Ведущий рубрики Джангули Гвилава, e-mail: satira@mk.ru