Владелец концлагеря для собак выигрывал все чиновничьи конкурсы

Зоозащитники рассказали о пятилетней борьбе с хозяином приюта, пытавшим животных

Пока Владимир Золотухин (фамилия изменена в интересах следствия), хозяин собачьего приюта «Дружок» в Амурской области, месяц отдыхал в Таиланде, его питомцы сходили с ума. От голода. Ежедневно местные жители слышали страшный вой. Прибывшим на место волонтерам открылась дикая картина. Они вывезли из приюта на грузовике 47 трупов. О том, что творилось в «Дружке» и о пятилетней войне с Золотухиным зоозащитники рассказали «МК».

Зоозащитники рассказали о пятилетней борьбе с хозяином приюта, пытавшим животных

В вольерах и сараях друг на друге лежали трупы собак. Некоторые животные были привязаны к кольям прямо под открытым небом, они не имели возможности укрыться от снега и ветра.

На оставшихся в живых (всего 21 собака) страшно было смотреть. Все псы были сильно истощены и обезвожены, многие так ослабли от голода и болезней, что не могли подняться на ноги. Волонтеры их переносили в машины на руках. Некоторые из собак в легковушках теряли сознание.

Ситуацией заинтересовалась природоохранная прокуратура. Золотухина задержали, как только он пересек границу в пункте пропуска Благовещенск — Хэйхэ. Суд арестовал его на два месяца. Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 245 УК РФ. Владельца приюта обвиняют в жестоком обращении с животными.

Как выяснилось, зоозащитники в течение нескольких лет писали жалобы в различные инстанции о многочисленных нарушениях в приюте. Волонтеры уверены, что трагедии можно было избежать, если бы надзорные органы вовремя отреагировали на их сигналы.

***

- С двух сторон приют был окружен оградой, часть периметра охранял алабай на цепи. Доступ был только со стороны леса. Так, по сопкам и оврагам, мы и пробирались с волонтерами в приют, чтобы как-то подкормить собак, - рассказывает зоозащитник Ирина Полякова. - Ведь наше противостояние с Золотухиным длится уже не один год.

Волонтеры вспоминают лето 2015 года, когда в регионе стояла страшная жара.

- На улице было + 40. Мы, когда подъезжали, еще с дороги слышали, как страшно орали собаки, настолько они хотели пить. Лаять уже не могли, - рассказывает зоозащитник Алина Кравчук. - На территории приюта не было ни скважины, ни колодца. Вода была привозная, ее не хватало.

По этому вопросу мы встречались с заместителем мэра Благовещенска. На встрече присутствовал и заместитель начальника ЖКХ, который доказывал, что вода в «Дружке» есть, я доказывала обратное.

Приезжая, мы видели полупустую бочку с зеленой, затхлой жидкостью. Возможно, именно это он и называл водой.

Наши волонтеры привозили воду в бутылях, в канистрах. Женщины и девчонки таскали эти фляги, чтобы напоить собак. Сначала давали им воду. Вы бы видели, с какой жадностью они ее лакали... Как только животные приходили в чувство, мы раскладывали им еду.

Зоозащитники рассказывают, что обращалась в администрацию города, в прокуратуру с подробным описанием всех нарушений еще в 2014 году, просили проверить деятельность Золотухина. Указывали, в том числе, и на завышенные цены на контракты. Но получали в ответ одни отписки.

Подозревали волонтеры Вячеслава Золотухина и в продаже собак, которых он отлавливал по муниципальному контракту, на мясо. В распоряжении зоозащитников оказалась запись телефонного разговора, где Золотухин обсуждал с иностранным гражданином стоимость килограмма собачьего мяса, Называлось и место, куда он готов его был привезти.

- В 2014 году было нападение на журналистов, которые приехали снимать приют. Били девчонок-репортеров палками по ногам. Отобрали технику. И опять все сошло с рук, - рассказывает Алина Кравчук. - В 2015 году мы просили прокуратуру, чтобы нам разрешили забирать из приюта собак, чтобы найти для них хозяев, пристроить в добрые руки. Тогда с нами все вроде согласились. Заместитель начальника управления ЖКХ пообещал всяческое содействие. И Золотухин на словах был с нами согласен. На деле — просто «водил за нос». Нам собак у него пришлось буквально выгрызать зубами.

- Почему он отказывался отдавать вам животных?

- Золотухин нам говорил: «Это — мой бизнес. Вы хотите забрать у меня мои деньги». Получается, собаки — вовсе не живые существа, а некий материал для получения бюджетных денег?

По контракту он занимался отловом и содержанием собак. Ему нужно было освоить все заложенные средства. В приюте должно содержаться определенное количество животных. Когда контракт заканчивался, муниципальные животные становились как бы личными собаками. И вот тогда начиналось самое страшное.

Наемным работником у Золотухина был местный житель по имени Валера. По рассказам волонтеров, платили ему сущие копейки, лишь бы хватало на хлеб.

- Зная, в каких условиях содержатся животные, мы привозили в приют сено, говорили Валере: «Постели его собакам, им все потеплее будет». Он был и сторожем, и работником. Рассказывал нам, что Золотухин приказал ему на один вольер, где содержалось несколько собак, давать только один стакан сухого корма. Причем это был самый дешевый корм, белый такой, с содержанием соевого жмыха. Большой мешок такого корма стоит 300 рублей, сами понимаете, насколько он «питательный».

Волонтеры о Золотухине говорят в голос: «Для нас он — не человек». Отстрелом собак он начал заниматься еще в 90-е годы. Этакий «Шариков из очистки».

- Контракты у него были по всей области. Он даже в Комсомольске-на-Амуре занимался отловом, - говорит Алина Кравчук. - Причем стреляли в животных из специального ружья ампулами, - скорее всего, не рассчитывая дозу.

Одно и то же количество препарата получали и мелкие, ослабленные животные, и крупные собаки. Потом набивали ими полный багажник. Собаки лежали там в три — четыре слоя. Половина из них умирала в дороге. Тех, кто уже не дышал, сбрасывали в скотомогильники или на стихийные свалки. А оставшихся в живых помещал в приют. Но и им там оставалось жить недолго.

У волонтеров есть видео, на котором Владимир Золотухин со своей женой, которая, по словам зоозащитников, не уступает мужу в жестокости, отлавливает животных на частной территории.

- Он должен был отлавливать безнадзорных собак, которые угрожают людям, но никак не домашних. Но это было неважно. Главное было набрать нужное количество особей, чтобы цифра совпадала с той, что указана в контракте, - говорит Алина Кравчук. - Ведь понятно, что с домашними собаками возни меньше: их, мол, и ловить не надо, достаточно кинуть в багажник кусочек мяса, она сама туда запрыгнет.

Также Золотухин попытался с женой отловить собак, которые жили на одной из коммерческих баз. Работники, увидев знакомый грузовик, начали кричать. За несколько дней до этого в пса, который охранял территорию, выстрелили ампулой со снотворным. Раздался хлопок, потом животное завизжало. Его тогда отвезли в ветеринарную клинику и еле спасли. Ветеринары вытащили из лапы здоровенную иглу длиной 8 см. Такие иглы обычно применяют для обездвиживания крупного рогатого скота, чтобы она пробила толстую шкуру животного.

Все псы были сильно истощены и обезвожены.

- Вот в средневековье была же такая должность - палач. Так и здесь похожая специализация, - говорит Алина Кравчук. - Мы не знаем, настолько ущербным должен быть человек , или с психическими отклонениями, или просто маньяком, чтобы дойти до такого?

Зоозащитники не переставали удивляться, Золотухин ранее дважды подозревался в коммерческом подкупе и умышленном уничтожении или повреждение имущества. Но до суда дело не дошло. И, несмотря на репутацию, он продолжал выигрывать муниципальные конкурсы, с ним продолжали заключать контракты. В верхах, видимо, сильно опасались, что эти собаки окажутся на балансе муниципалитета. Владимир даже пытался выйти на аукцион в другом регионе, участвовать в муниципальных контрактах в Екатеринбурге. Но там у него ничего не выгорело.

***

Рано или поздно это должно было закончиться. И закончилось - в январе 2019-го разразился скандал. Жители села, где расположен питомник, устав слышать душераздирающий вой голодных собак, вызвали журналистов и зоозащитников. Прибывшим на место общественникам открылась ужасающая картина.

- Это был настоящий концлагерь для собак. Мертвые животные лежали и на открытой территории, и в вольерах, и в сараях, - говорит Ирина Полякова. - Собаки от голода поедали друг друга. Волонтеры на собственные деньги заказали грузовик и вывезли 47 трупов собак.

Согласно экспертизе, которая была проведена ветеринарами, животные голодали в приюте не один месяц. У бедных собак наступал паралич дыхательной системы, отказывали все органы, и в результате останавливалось сердце.

Съемку, сделанную в приюте «Дружок», который стал «Освенцимом для собак», волонтеры выложили на свои страницы в социальных сетях. Пользователи были шокированы произошедшем.

- Возмущению жителей города не было предела. Откликнулось много людей, все спрашивали, чем мы можем помочь? - говорит Ирина Полякова. - Нужно было спасть оставшихся в живых собак. Это же были ходячие скелеты, кости, обтянутые кожей. У многих животных не было сил стоять на лапах, они опирались на косточки...

Сама Ирина забрала из приюта Рыжуху, которая только ощенилась. Молодая мама была сильно истощена, прибывала практически в полуобморочном состоянии.

Фотографии вызволенных из неволи собак, которые чудом избежали голодной смерти, зоозащитники выложили в социальные сети. И уже через несколько дней пятеро хозяев узнали своих питомцев, которые в свое время пропали при странных обстоятельствах.

- Волонтеры в приюте обнаружили стену, где на гвоздях весели ошейники, многие из которых с адресниками. Еще раз было доказано, что Золотухин отлавливал домашних собак, - говорит Алина Кравчук. - Жители города, потеряв свое животное, обращались нередко к нам, думая, что кто-то из волонтеров подобрал и приютил их собаку. Золотухин же просто не позволял осматривать свой приют, не пускал нас к себе на территорию, говорил, что она - частная. Теперь несколько собак вернулись домой.

Благодаря СМИ многие узнали о страшной участи собак из приюта «Дружок». Пошел большой резонанс. Зоозащитникам звонят со всей страны, и даже из Европы.

Золотухин взят под стражу. На заседании суда он пытался представить себя пострадавшей стороной. Мол, сначала был занят на строительстве ледового городка, потом занимался лесозаготовками, с ноября не появлялся в приюте, понадеялся на работника Валеру.

- Понятно, что он сейчас будет изворачиваться, чтобы не получить срок в колонии. Всю вину будет валить на работника. Но официально тот у него не был трудоустроен. Нет с ним никакого контракта, - говорит Ирина Полякова. - Как только уехал хозяин в Таиланд на месяц, Валера «ушел в крутое пике», запил. Сейчас он для волонтеров — ценный свидетель. Мы ему наняли адвоката.

Зоозащитники подчеркивают, что их главная задача сейчас, чтобы был наказан не только Золотухин, но и все, кто его покрывал все эти годы.

Владелец приюта «Дружок» задержан до 23 марта, на два месяца.

- Мы очень надеемся, что до суда он не выйдет из следственного изолятора. Следователь на судебном заседании обосновала его арест. Золотухин мог скрыть улики, мог попытаться надавить на свидетелей. Прокуратура это ходатайство поддержала, - говорит Алина Кравчук. - Его обвиняют в жестоком обращение с животными, но, на наш взгляд, тут надо копать глубже. Ведь задействованы муниципальные контракты, госзакупки. Золотухин не смог бы так долго быть монополистом в этом деле, имея столько нарушений, если бы его не покрывали. Другое дело, будет ли следствие копать глубже?

Уважаемые читатели!

Свои вопросы и предложения направляйте на sarano@mk.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27888 от 26 января 2019

Заголовок в газете: Смерть по кличке «Дружок»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру