Впрочем, без вины виноватый признается, что, несмотря на то что «устал злиться», он надеется восстановить справедливость и забыть как страшный сон то, что по халатности правоохранительных органов произошло с ним и его семьей. Главное, чтобы «двойник» мужчины, похоже, временно находящийся на свободе, не успел снова поссориться с законом.
До некоторых пор Ашот считал себя счастливым человеком — хорошее образование, семья, двое сыновей, небольшой, но свой прибыльный бизнес (маленькое кафе) в Белгороде, где он провел свою юность. Ко всему прочему, у него появилась возможность круто изменить жизнь и отправиться на ПМЖ в Штаты.
— В 2014 году моя семья по лотерее выиграла грин-карту. Я, моя жена и двое наших детей получили вид на жительство в США. Эта новость застала нас, когда мы все находились в Армении. Мы решили воспользоваться этой возможностью, стали собирать документы. Одним из обязательных документов была справка о несудимости. У меня гражданство РФ, поэтому я через посольство обратился в информационно-аналитический центр МВД России. Ответ меня шокировал. Оказалось, что я рецидивист... — рассказал Ашот.
В справке, в частности, указывалось, что в 2006 году он был приговорен Дорогомиловским районным судом Москвы к двум годам колонии за грабеж с применением насилия. Сразу же после отсидки в 2008 году он снова загремел в тюрьму за грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору. На этот раз к пяти годам Симоняна якобы приговорил Нагатинский районный суд.
— Я очень удивился и надеялся, что произошла досадная техническая ошибка, например, меня с кем-то перепутали. Тем более, когда совершались преступления, я находился в Армении. Более того, я не один раз выезжал за границу, когда осужденный под моим именем уже отбывал наказание, — пояснил собеседник.
В то же время тогда, признался мужчина, в голове стала складываться картина — он наконец понял, почему последнее время все банки отказывали ему в кредитах:
— Я обращался в банки для предоставления мне кредита для развития бизнеса, и каждый раз мне отказывали. Я никак не мог понять почему. Ведь у меня был хороший заработок — порядка 120 тысяч рублей... Теперь я понимаю, что все дело в судимостях...
Неожиданно ставший рецидивистом Симонян решил вникнуть в ситуацию, ведь на кону стояли не только его репутация, но и будущее. На семейном совете было решено следующее: супруга Симоняна вместе с двумя малолетними сыновьями отправляется из Армении в Америку, а сам глава семейства — в Россию, выяснять обстоятельства произошедших метаморфоз.
Вернувшись в Россию, первым делом он отправился в Следственный комитет и прокуратуру. Гневно тряся ответом из МВД, мужчина пытался выяснить, как он стал уголовником.
— Я им говорю: «Господа, как так получилось, что у меня две судимости?!» А они мне в ответ: «Поздравляем, не две, а три...» Последнюю я якобы получил в 2015 году за кражу... В прокуратуру я обратился в 2015 году, и де-юре я должен был сидеть в тюрьме, а де-факто находился на свободе. Но никого это, похоже, не смутило...
Кроме того, мужчине удалось докопаться до главного — кто на самом деле совершал преступления и отбывал за них наказание. Настоящим рецидивистом оказался его бывший одноклассник Геворкян Рубен Левонович. Еще 15 лет назад этот школьный товарищ помог Ашоту продать в Москве автомобиль. На этом общение бывших одноклассников закончилось — по крайней мере, так думал Ашот.
— Геворкяна задержали в 2006 году в Москве, при себе у него имелась ксерокопия моего паспорта. В это сложно поверить, но по ксерокопии полицейские и установили личность задержанного, сняли с него отпечатки пальцев и возбудили уголовное дело... Я, если честно, не понимаю, как такое могло произойти. Ведь мы даже внешне не похожи, — рассказал Ашот.
Более того, утверждает Ашот, прокуратура Белгородской области знала об ошибке еще в 2006 году. Но исправлять ее почему-то никто не спешил.
— Я очень на них зол. Если бы они честно исполняли свой долг, сейчас всего этого не было бы, — сказал собеседник.
А дальше по накатанной — так как отпечатки настоящего преступника уже были в базе данных, в новых уголовных преступлениях его снова идентифицировали как Ашота Симоняна.
Кстати, по данным «МК», сам Геворкян неоднократно — и в судах, и даже находясь в местах не столь отдаленных — пытался достучаться до здравомыслия правоохранителей, заявляя, что он Геворкян, а не Симонян. Но его никто не слушал.
Вишенкой на торте во всей этой истории стала еще одна неожиданность. Летом 2015 года Симонян пришел в банк, чтобы отправить своей семье деньги:
— Но сделать мне этого не удалось. В банке операционист мне заявила, что мой паспорт недействителен, якобы в 2009 году я получил новый... То есть я семь лет ходил с недействительным паспортом, открывал фирмы, осуществлял многомиллионные переводы и ничего об этом не знал...
Ашоту снова пришлось разбираться. Тут выяснилось, что с требованием о выдаче паспорта в миграционную службу обратились сотрудники УФСИН по Белгородской области, где очередной срок отбывал Геворкян. Естественно, паспорт настоящему уголовнику оформили на имя Симоняна. После жалоб в УФСИН новый паспорт, который получил сиделец в итоге, аннулировали.
— Я до сих пор не понимаю, как в УФМС могли выдать паспорт, если у них есть форма №1, а там — мое фото. Ведь новый документ сделали с фотографией совершенно другого человека, — не перестает удивляться Ашот.
Любопытно, что прокуратура Белгородской области, рассмотрев жалобу Симоняна на сотрудников ФСИН, особо не вникая, постановила, что признаков состава преступлении в их действиях нет.
Если с паспортом более-менее удалось разобраться, то правки в базу данных о наличии судимостей до сих пор вносить никто не торопится. И это несмотря на то, что Симонян, кажется, обил пороги всех силовых и надзорных ведомств, аппарата уполномоченного по правам человека, правозащитников, Администрации Президента, Верховного суда.
— Только в столичную прокуратуру я безуспешно обращался два года, пять раз писал в Администрацию Президента, откуда мои обращения переадресовывали в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в ситуации, — пояснил Симонян.
Все в курсе нестандартной ситуации, в которую попал коммерсант, все кивают и обещают помочь и разобраться, однако воз и ныне там.
— В 2018 году я добился трехстороннего телемоста. В конференции кроме меня участвовали Мосгорсуд и Геворкян из белгородской исправительной колонии №5. В моем непростом деле пытались разобраться заместитель прокурора Москвы, восемь судей во главе с председателем Мосгорсуда. Мне тогда обещали помочь, — рассказал Симонян.
В итоге Мосгорсуд отменил приговоры районных судов, и все дела уже в 2018 году были снова на столе прокурора. В московских судах теперь разводят руками, мол, мы свое дело сделали, теперь дело за надзорным ведомством.
— Все, конечно, здорово, но в отношении меня до сих пор не проведены корректировки, то есть, по сути, я остаюсь человеком с тремя судимостями, — чуть не плача рассказал Ашот.
Из-за судимостей у коммерсанта расстроился бизнес — банки до сих пор отказывают ему в кредитах. Впрочем, деньги — дело наживное, уверен предприниматель, а вот семью, которую он не видел 2,5 года, можно потерять навсегда. Сейчас невыездной предприниматель общается с женой и двумя подросшими сыновьями только по Скайпу.
— Интернет — это одно, реальное общение — совсем другое. Моя семья из-за каких-то придурков, которые впутали меня в это, сейчас переживает непростые времена. По сути, любой гражданин России может оказаться на моем месте. Сейчас я просто молю Бога, чтобы Геворкян не совершил еще чего-нибудь...