Голубой Ургант
Вани так долго не было (в последнее время — только по пятницам), что я уж было выстроил для себя теорию заговора: мол, гипс снимают, клиент уезжает, Урганта убирают. Он больше не нужен, страшно далек он от народа, сериалы и политика его съели и даже не поперхнулись. Ничего подобного: Ваня вернулся, да не простой, а голубой.
Это был культурный шок! Я смотрел себе спокойно по «Культуре» любимую «Песню-74», вспоминал детство золотое… Переключил (не нарочно, а случайно — прости, Ваня) на Первый и увидел Урганта… голубого-голубого, не бывает голубей. Нет, Ургант-то был нормальный, натуральный, но эти шуточки, но этот смех… Где-то я уже это видел. Вот он со своей командой, а на подпевках у него модные ютюберы типа Гречки, Монеточки и вечно матюгающегося Поперечного (на Первом почему-то он себе ни разу такого не позволил — во какой политкорректный!). Итак, глупые шутки, глупый смех и милые песенки из 90-х.
Мысль первая: ну, Ургант совсем уже деградировал, пора его кончать. Мысль вторая (через паузу, как до жирафа): ба, так это ж на «Голубой огонек» с параллельного канала пародия! Он лучше выдумать не мог. Тут еще Киркоров под конец прибежал, а все дружно встали и вышли вон. Ну не могли они с ним… петь на одной поляне. Но он-таки спел, зайка моя. Филе за самоиронию — пять, а Ване…
Конечно, они там все на этих огоньках изображают радость, по-дурацки шутят и по-дурацки же над этими шуточками ржут. Словом, отстой, совок (не, в совке-то поумнее шутили) и объект насмешек. А эти куплеты! А этот замечательный Юра Стоянов, каждый год переодевающийся то в Трампа, то в Терезу Мэй, то в Ангелу Меркель (а в наших-то слабо?). Этот Дима Губерниев, доверенное лицо с кошачьей улыбкой, скачущий вместе с целым Маршалом. Этот Евгений Ваганович, поменявший Степаненко, естественно, на Ольгу Бузову. Эта Степаненко… Все промелькнули перед нами, все побывали тут. «Россия», ну очень голубой огонек-2019.
Конечно, он достоин пародии от конкурентов. Только не лучше ль на себя, кума, оборотиться. На Первом те же самые люди (ну, почти) выступали под белым-белым «снегом». Простенько и без вкуса. Они как бы говорили: зачем тратиться, дорогие наши зрители, зачем что-то придумывать, ешьте свои салаты, пейте свое шампанское, а мы… Мы только фон, только пыль под вашими ногами (в год Свиньи ноги называются копытцами), мы ничто, и звать нас никак. Скромнейшие вы мои!
Неголубой Маргулис
Я расстроился и пошел было спать, ибо до судьбоносного хоккейного матча Россия—Канада (пусть и молодежного) оставалось еще три часа. Не спалось. Встал, включил телевизор — и… Опять не нарочно, а случайно попал на НТВ, прямо на квартиру к Маргулису, и больше уже никуда не уходил. До самого хоккея.
У Маргулиса был Шевчук! У Маргулиса был Сукачев! И Кортнев с Леонидовым! И Налич с Любич! И Сурганова с оркестром! То есть настоящие люди, без поп…
Да, они мне ближе. Да, не они были первыми: на РЕН ТВ, еще том, старом, когда-то гремели «неголубые огоньки 1 и 2». Тот же самый эффект. Новое — хорошо забытое старое? Ну и пусть.
Комедия в стиле ретро
То, что я так любил, без чего не мог жить. Да, эти концерты в стиле ретро, шедшие по всем каналам. Они же не дураки, телевизионщики, знают, что надо б/у советскому народу.
Все начал Парфенов, его «Старые песни о главном». Потом в «Школе злословия» Дуня и Таня пеняли ему: вот кто возродил ностальгию по коммунизму! Парфенов обиделся и вышел вон. А зря!
Все очень просто: ты, уже лысый здоровый дядька с отвислым пузом, натягиваешь на свою бычью шею пионерский галстук, купленный на толчке, пилоточку — и кайфуешь! Возвращаешься туда, куда хода больше нет. Ох, над этим «вымыслом» и я слезами обольюсь.
Я всегда смотрел и ждал. Вот Юра Шатунов, приехавший из своей сказочной Германии зарабатывать очередное бабло. У него в наличии всего четыре песни от того самого «Ласкового мая», которые он бодро исполняет под детдомовскую фонограмму 30-летней давности. Но народ тащится. И я тащился. Вот Таня Овсиенко, ничуть не изменившаяся за эти самые 30 лет, но давно уже куда-то пропавшая. Вот старенький Пупо с той же фонограммой, вот толстенький Томас Андерс (о боже, ё ма хо, ё ма со — убей, лучше не скажешь!), а вот Валера Сюткин, единственный, кто делает это своим голосом (респект и уважуха). Но я уже такое смотреть не могу. Достали!
Жанна
Повторяли «Первый дома», перифраз «Старых песен о главном». Ну, что-то вроде. По-моему, это начало 2000-х. Да, вот тогда они еще придумывали сюжет.
Наша любимая попса, тогда еще такая молодая. Эх, теперь мы будем ностальгировать по нулевым?..
Пела девушка. Я ее не узнал. Очень красивая и очень счастливая. А я все вспоминал: кто это? Она пела из любимого мульта «Каникулы в Простоквашино». И вдруг: «Смотри, наша Жанна в телевизоре поет».
Я все понял и ахнул: это была Жанна Фриске. Совсем еще недавно, совсем…
Хоккей моего детства
У меня другая ностальгия. Я же хорошо помню тот самый 75-й год, когда впервые посмотрел «Иронию судьбы» (сейчас посмотрел ее в сороковой раз)… И тогда же, поздно ночью, ЦСКА играл с «Монреаль Канадиенс». Да, 3:3, как сейчас помню, и гол Харламова, и Пит Маховлич, и вратарь Драйден…
Вот поэтому Россия—Канада я не мог пропустить. У вас традиция 31 декабря ходить в баню? Прекрасно. У меня — смотреть молодежный чемпионат мира по хоккею. Чтобы мне опять было 9 лет… Как вшивый о бане, я все о том же.
На самом деле это лучшее новогоднее зрелище, которое я видел. Такой хоккей нам нужен! И такие ребята, настоящие, как рок-н-ролльщики в «Квартирнике» у Маргулиса.
Они замечательно говорили во флэш-зоне, умно, но и эмоционально тоже. А как играли! Эх, парни, вы мне сделали праздник! И пусть «бронза», но какая…
Я перешел на канадское, вернее, ванкуверское время, смотрел весь хоккей по ночам. И вот еще почему! Я придумывал себе интригу, эмоции, страсть. А иначе, если б не хоккей, может быть, я бы спился за эти 10 дней и не сумел написать эту заметку.