Своим кураторам из КГБ Александр Иванович Кудряшов, 1938 года рождения, беспартийный, "место работы и должность: священник православной церкви", был известен также под псевдонимом Читатель. Указана и точная дата вербовки (21 января 1982 года), и даже фамилия завербовавшего: Ищенко А.Н. Категория сотрудника: агент. О характере сотрудничества сведений пока нет. Но скоро будут: оперативные дела и прочие материалы, которые могут пролить свет на деятельность агентов, национальный архив обещает опубликовать в мае следующего года. Хранители документов действуют строго в рамках закона: в октябре этого года в Латвии вступили в силу поправки в законодательство, обязывающие архивистов обнародовать документы из архивов КГБ.
Впрочем, для протодиакона РПЦ Андрея Кураева информация о второй, тайной жизни митрополита Александра новостью не является. По его словам, о сотрудничестве предстоятеля Латвийской церкви с КГБ известно уже довольно давно. И это далеко не единственный примечательный факт биографии митрополита. Кураев обращает внимание на то, что Кудряшов был завербован за два года до того, как заполнялась карточка: "Вербовали не попа. Он работал тогда в каком-то баре, барменом". А до этого, рассказывает Кураев, "Читатель" был школьным учителем - преподавал русский язык и литературу. Потом почему-то ушел из школы. По слухам - уволен со скандалом.
"Смысл тогдашней его работы - подводить нужных клиентов к нужным работникам", - замечает Кураев. Затем, по словам протодиакона, Кудряшов знакомится с отдыхавшим в Прибалтике епископом пермским Илианом (Востряковым). "Знакомство было настолько радостным для епископа Илиана, что он немедленно рукополагает этого бармена в диаконы и священники, - продолжает Кураев. - А потом, раз уж так все хорошо совпало и агент "Читатель" сменил место работы, то его стали использовать несколько иначе: приставили "смотрящим" к старенькому митрополиту Леониду". По мнению Кураева, удачная и стремительная карьера Кудряшова в тех условиях доказывает, что "Читатель" не был номинальным, "спящим" агентом: "Контакт, безусловно, был рабочим. Работодатель, скажем так, был доволен".
Карьерный взлет владыки Александра, надо признать, и впрямь выглядит удивительно. Уже в 1983 году вчерашний бармен становится настоятелем Преображенского храма города Риги, с 1984 года он - благочинный храмов Валмиерского и Мадонского округов, с 1989 года - редактор "Вестника Рижско-Латвийской епархии". 10 июля 1989 года пострижен в монашество и на следующий день возведен в сан архимандрита. С 27 октября 1990 года — епископ Рижский и всея Латвии...
В общем, вопросы к митрополиту, безусловно, имеются. Между тем никакой попытки ответить на них пока нет. Молчит и московское начальство владыки Александра. И вряд ли потому, что шокировано публикацией "читательского" билета. "Для патриархии это грехом нисколько не является, - уверяет Кураев. - Все они такие же". Тема сотрудничества иерархов РПЦ со спецслужбами, отмечает протодиакон, в последнее время активно поднимается и на российском государственном телевидении, однако телепропагандисты применяют при этом очень избирательный подход: "Целую передачу посвятили тому, какой нехороший Филарет Денисенко. Был, оказывается, агентом КГБ! Но дело в том, что публикации, на которые они ссылаются, в которых Филарет называется "агентом Антоновым", содержат и другие имена. В том числе, например, - "агента Михайлова", нынешнего патриарха Кирилла".
Словом, дальше Латвии разоблачения кэгэбшного прошлого православного священноначалия, похоже, пока не пойдут.