И существенным аргументом в пользу этого предположения является вступительное слово Святейшего патриарха Кирилла на открытии XXII Всемирного русского народного собора. Главным в нем было убеждение, что Россия никогда не приобретет подлинную суверенность своей государственности, пока не обретет суверенность в своей системе национальных ценностей, пока не освободится от влияния западных и прежде всего либеральных идей. Ценности свободы и западной демократии нам не нужны, они для нас вредны, ибо они якобы породили кризис современной цивилизации. Таков главный смысл выступления патриарха Кирилла на соборе.
Все разговоры о том, что якобы эпоха Просвещения и Новое время создали «рельсы истории», по которым обречены передвигаться все страны, обречены строить свою жизнь по «западным образцам», все это миф — утверждал патриарх. И поэтому, с точки зрения Кирилла, не являются универсальными для всех стран и народов ни «европейский рационализм», ни вера в существование «общечеловеческих ценностей», какого-то «единого человечества», ни тем более ценности европейского либерализма.
По логике патриарха, не являются универсальными, общеобязательными для всех стран и народов и такие фундаментальные ценности Нового времени, как ценность права, ценность человеческой жизни и ценности гуманизма. И получается, что если Россия не знала ни эпохи Возрождения, ни эпохи Просвещения и ни Нового времени, то тем лучше для нее. Тем легче ей, России, сойти с рельсов западной цивилизации и создавать свой, особый «третий русский путь». Да, с точки зрения патриарха, мы, Россия, должны создать нечто третье, отличное и от западной либеральной цивилизации, и от коммунистического СССР.
И здесь возникает вопрос: отдает ли уважаемый патриарх Кирилл себе отчет в том, куда он зовет Россию и ее народы? Ведь сойти с рельсов Нового времени означает отказаться не только от ценностей свободы, человеческой личности, но и от ценностей науки, от ценностей прогресса, от ценностей рационализма, разума — от всего, на чем основана современная цивилизация.
Слава богу, что патриарх Кирилл противостоит нынешней прокоммунистической части российской элиты, всем тем, кто жаждет вернуть Россию к временам мобилизационной экономики. Но ведь капитализм и рынок, которые патриарх все же оставляет России, невозможны без примата «рациональности», без жесткой конкуренции, от которых одновременно Кирилл хочет отказаться. Иногда мне кажется, что он забыл о мировоззрении русских мыслителей, которые действительно, как он говорит, «обеспечили интеллектуальное лидерство России в мире» в начале ХХ века. Ведь все выдающиеся представители русской религиозной философии начала прошлого века были западниками, оппонентами славянофильства, оппонентами идеи «особого русского пути». Не забывайте, вся великая русская литература XIX века сформировалась под влиянием французского романа. Гений Федор Достоевский начинает свою литературную деятельность как переводчик романов Бальзака.
Как можно, сохраняя здравый смысл, уважение к историческим фактам, объявлять войну ценностям эпохи Просвещения и Нового времени? Отдает ли себе патриарх Кирилл отчет, что, восстав против ценностей либерализма, против идеи человечности и морали, он тем самым встал на путь разрыва с христианством? Карл Маркс, как идеолог диктатуры пролетариата, тоже начинает с восстания против либеральных ценностей, против «буржуазной демократии». Но Карл Маркс, как атеист, не скрывал, что он не признает либеральные ценности буржуазной демократии, ибо они порождены христианской идеей морального равенства людей как детей Божьих. Маркс осознавал, что его учение об особой миссии пролетариата не совместимо с исходными ценностями христианства. Но как можно, будучи христианином, восставать против всего, что было порождено исходными ценностями христианства, в том числе и золотым правилом Библии?
Но мне могут ответить, что не следует проверять учение патриарха Кирилла о подлинной русской идентичности, об особых «русских рельсах» на соответствие здравому смыслу и историческим фактам. Наверное, перед ним, патриархом, стояла совсем другая задача. Ему, патриарху Кириллу, наверное, надо было создать такой образ русскости, который бы освободил нынешнего русского человека от того уныния, растерянности, разочарования в себе и в собственной стране, которые может породить правда и о нашем ХХ веке, и, самое главное, правда о результатах побед «русской весны» 2014 года.
Теперь, как честно признался премьер Дмитрий Медведев, мы вернулись к временам СССР — то есть будем жить в условиях санкций, которые пришли надолго, если не навсегда, будем жить в условиях противостояния всей западной цивилизации, когда страна окружена кольцом врагов. И как тогда поступить, когда на самом деле со всех сторон тупик, если смотреть на вещи, какие они есть, если руководствоваться разумом и меркой нормальных ценностей — благосостояния, прогресса, человеческой личности?
И патриарх Кирилл, как мы видим, пошел в своей успокоительной миссии «третьим» путем. Если за ожиданием лучшего будущего стоит идея прогресса, то надо сказать людям, что это совеем не универсальная идея, что можно жить, и не устремляя свои взоры в будущее. Если не получается у нас с преодолением нашей русской отсталости, с ростом производительности труда, с ростом конкурентоспособности, с производством наукоемких изделий, то тоже нет ничего страшного.
Сама идея рационализма, как говорит патриарх Кирилл, стоящая за ней страсть европейцев к рационализации всей общественной жизни, отнюдь не универсальна. Если не может наша русская «вертикаль власти» существовать без самодержавия, всевластия президента, без уничтожения на корню какой-либо политики, то тоже нет ничего страшного — от этих западных либеральных идей, которые лежат в основе демократии, как говорит патриарх Кирилл, одна только беда. Короче, раз мы хотим быть на самом деле суверенными, то надо быть суверенными от ценностей Запада, который напоминает нам о наших бедах и нашей отсталости. И получается, что подлинный патриотизм сегодня невозможен, как учит патриарх Кирилл, без желания наконец уйти с «рельсов европейской цивилизации».
Но, на мой взгляд, все же пора понять, что все эти игры с идеей «третьего пути», все эти разговоры о том, что России пора «сойти с рельсов» эпохи Просвещения и Нового времени, отдают мракобесием, потворствуют невежеству и, прежде всего, агрессии тех, кто решил, что сегодня им все позволено во имя их «русской идеи». И все это оправдывается разговором о том, что «Россия — не Запад», что «Запад — не указ», что нам враждебны западные либеральные ценности.
Правда состоит в том, что по какой-то непонятной причине всевластие нашего президента на практике оборачивается самодержавием людей, у которых душа переполнена агрессией, которые ищут, с кем бы можно было расправиться. Когда-то Достоевский говорил, что если Бога нет, то все позволено. Сейчас если «Россия — не Запад», то позволено надругаться над всем, что олицетворяет западная культура.
В конце концов пора сделать выводы из коммунистического эксперимента, совершенного во имя, как говорил наш президент, пустых идеалов. Уроки из эксперимента, который искалечил судьбы многих десятков миллионов людей, лишил их главного права — права на жизнь. Маркс, а за ним большевики тоже говорили, что пора сойти с рельсов Нового времени и покончить с частной собственностью, правом, свободой совести и буржуазной демократией. Чем это кончилось, все знают.
Патриарх Кирилл идет еще дальше в своем наступлении на достижения европейской цивилизации. Он хочет освободиться от основ западной цивилизации, идеи рационализма, идеи прогресса. Видит бог, вся эта философия, по моему глубокому убеждению, является не просто откровенным, но и опасным абсурдом. На самом деле никакого «третьего» пути никогда не было и быть не могло. Нет альтернативы движения страны по рельсам рациональности и эффективности. Альтернативой европейскому пути может быть только гибель России.