СКР решил использовать квесты для раскрытия преступлений

Следствие ведут ноутбуки

Идеальное уголовное дело без единой помарки и ошибки в протоколах — мечта любого следователя и страшный сон для адвоката. Уже сегодня это становится реальностью благодаря разработкам российских программистов, взятых на вооружение Следственным комитетом России. У сыщиков появится виртуальный помощник — программа, которая в режиме дополненной реальности воссоздаст картину любого убийства или теракта и подскажет правильный алгоритм действий при осмотре места происшествия и обыске. А в ближайшем будущем система дорастет до размеров искусственного интеллекта, который сам станет анализировать криминогенную обстановку и укажет, где и когда произойдет следующее преступление. Насколько реально распутать убийство, нажав лишь кнопку «старт» на компьютере, выяснил «МК».

Следствие ведут ноутбуки
Виртуальную модель места происшествия можно в мельчайших подробностях подгонять под каждое конкретное преступление.

Раскрыть убийство играючи

Идея создать виртуального помощника для следователей появилась у команды айтишников из Астрахани семь лет назад. Программисты недоумевали: почему сыщики в XXI веке до сих пор пишут горы бумаг и таскают с собой на следственные действия стопки бланков? Неужели так сложно делать все то же самое в электронном виде, чтобы целое уголовное дело умещалось в тонком планшете или ноутбуке? А как было бы здорово, если бы программа еще и подсказала, какую фразу надо вставить в протокол, чтобы хитрый адвокат не развалил дело в суде!

— Мы решили просто облегчить следователям жизнь, — говорит ученый Фархад Ашимов. — Они только и делают, что пишут протоколы. А ведь каждый сотрудник ведет одновременно несколько уголовных дел. Мы подумали, что, если дать им виртуального помощника, вырастет раскрываемость.

Оказалось, что программисты буквально прочитали мысли следователей. В СКР на удивление легко подхватили идею новаторов и решили внедрить ее в работу.

На вид электронная шпаргалка выглядит как игра-квест с незатейливой графикой. Но по сути это конструктор с огромным набором опций и сценариев. Их можно подгонять под каждое конкретное преступление. Будь то кража со взломом в частном коттедже, захват заложников в огромном бизнес-центре или взрыв в аэропорту. Для каждого случая программа по заданию следователя выстроит место происшествия — жилое помещение, двор, улицу, взлетное поле или вокзал. Если трагедия произошла в квартире, можно пройтись по всем ее комнатам. Если на железнодорожной станции — спрыгнуть на рельсы и заглянуть под платформу.

Картинка на экране выглядит как объемная модель дома, которые очень любят демонстрировать потенциальным покупателям застройщики и дизайнеры интерьеров. Можно «обставить» место преступления такой же мебелью, как на месте преступления, положить тело погибшего на тот же диван, на котором он был обнаружен, и в реальной позе. Даже пятна крови и оружие можно поместить именно туда, где они были в реальности.

— Программа позволяет провести детальную реконструкцию места происшествия, — объясняет Ашимов. — Мы заложили в нее массу сценариев. Можно выбрать то оружие, из которого был убит потерпевший. Здесь есть нож, пистолет, кастет, автомат Калашникова и так далее — вариантов орудий убийства масса. Причем мы постоянно что-то дополняем по рекомендациям СКР. Можно поместить на необходимую поверхность биологические следы, отпечатки пальцев, ладоней и обуви. Если преступление произошло на улице или в гараже, можно добавить машину и рисунок протектора. При разработке мы учитывали пожелания Следственного комитета. Например, они захотели, чтобы пятно крови мы изобразили не как пятно, а как схематический красный квадратик с буквами «п.к.». У них так оно обозначается в учебниках с 50‑х годов прошлого века, им так удобнее. В рабочем комплексе для реконструкции места происшествия и обыска есть шаблоны протоколов с подсказками. Не надо носить с собой пачку бланков, стараясь не допустить ни единой помарки. Нет страха потерять протокол. Они все систематизируются в электронное уголовное дело.

На практике это будет выглядеть так. Следователь приезжает на место преступления с планшетом. Он, кстати, будет особенным — противоударным и прорезиненным и, скорее всего, отечественным. Сейчас программисты как раз ведут переговоры с чиновниками о старте производства. Прямо на месте сыщик сконструирует в программе виртуальную модель помещения или открытой местности, где произошла трагедия. Это тоже займет какое-то время, но гораздо меньше, чем зарисовывать схемы от руки. Каждая улика, которую найдут следователи, тоже будет занесена в программу: детальное описание самого предмета, его особенности, место обнаружения — то есть все нюансы, которые сейчас приходится записывать на бумаге. А когда придет время составлять протокол, система сама подскажет правильные фразы. Заполнять документы как бог на душу положит стражи порядка не могут, на любой чих есть строгие формулировки. И если сейчас, чтобы избежать нападок со стороны начальства или адвокатов, следователям приходится часами рыться в справочниках и учебниках, то цифровой мозг возьмут эту рутину на себя.

Более того, софт может работать и в режиме виртуальной реальности. Программисты уверяют, что это даст следователям вообще невиданные возможности.

— Виртуальная реальность обманывает мозг, и человек в полной мере ощущает, что находится в том пространстве, куда его помещают, — поясняет руководитель направления виртуальной и дополненной реальности инновационного центра Алексей Каленчук. — В виртуальной реальности вы можете увидеть и заметить то, что на обычном экране не замечаете. Это полное погружение в картину преступления. Вам нужно увидеть, под каким углом и на какую глубину пуля вошла в стену — вы это видите собственными глазами и думаете, что находитесь на месте преступления. Если изначально виртуальная и дополненная реальность была доступна в первую очередь сфере маркетинга и продаж, то теперь она приходит в судебную систему. Это огромный прорыв. Если в будущем демонстрировать место преступления таким способом присяжным, процент необдуманных решений будет снижен во много раз. Людей не удастся запутать — они сами увидят, как все происходило.

Нажми на кнопку — получишь протокол

Правда, прежде чем давать в руки действующим следователям новый инструмент, его решили обкатать на студентах. Для этого разработчики создали программный обучающий комплекс, который полностью заменил так называемую криминалистическую комнату — реальное помещение, в котором будущие сыщики учатся находить отпечатки пальцев, высчитывать траекторию полета пули и правильно фиксировать пятна крови на месте потасовки. Теперь все это можно делать, не отходя от экрана ноутбука. Программа уже применяется в ведущих государственных вузах страны.

Один из многочисленных сценариев для обучения будущих сыщиков — расследование в студенческом общежитии — мы испробовали на себе.

На экране ноутбука картинка, привычная любому геймеру. Коридор с мрачноватыми серыми стенами и тусклым освещением. Лично я жду, что из-за угла выскочит зомби, а от отсутствия в углу экрана опции выбора оружия немного неуютно (сказывается многолетнее увлечение шутерами). Но тут наша задача — расследование. Поэтому не отвлекаемся и идем вперед. Управление виртуальным собой в программе такое же, как в компьютерных играх: либо мышкой, либо кнопками «вперед-назад-в стороны» на клавиатуре. По бокам коридора — комнаты. В каждую можно зайти и обыскать — как в реальных следственных действиях. Открываем первую дверь слева: вот и наш «герой». Посреди комнаты фигура повешенного молодого человека. Вокруг — обстановка типичного общежития. Кровать, тумбочка, телевизор, холодильник. Его, кстати, можно открыть и посмотреть, что ел потерпевший незадолго до смерти. Если видим что-то подозрительное, например, недопитую бутылку алкоголя, кликаем по предмету мышкой и изымаем его в качестве доказательства. Потом найти все собранные улики можно в отдельной вкладке на экране. Это очень удобно — не надо ничего записывать. Нашел, сунул в виртуальный карман, пошел дальше.

Далее начинается самое интересное. Программа предлагает нам воспользоваться целым арсеналом спецсредств: геолокатором, лупой, прибором для поиска скрытых полостей в стенах и полу (а вдруг потерпевший прятал ценности в тайнике, за что и поплатился жизнью?). Берем порошок для снятия отпечатков пальцев и кисточку. Проводим ею по пульту от телевизора — чисто. Значит, его долгое время никто не брал в руки. А вот на дверной ручке и выключателе находим сразу несколько отпечатков. Кликаем по ним и отправляем в отдельную папку с доказательствами. Так мы точно не забудем и не перепутаем, где какие улики нашли.

Разработку уже оценили не только следователи, но и пожарные. Для них была сделана особая версия для осмотра места пожара.

— Программа позволяет самостоятельно создать место происшествия и проводить осмотр на трехмерной модели. При этом можно свериться со справочно-научными и методическими рекомендациями, составить протокол осмотра места пожара, осуществить фотосъемку по всем правилам криминалистики: с выбором ракурса и использованием масштабной линейки, — делится своим впечатлением от разработки главный госинспектор Астраханской области по пожарному надзору Владимир Панасюк.

Более того, компьютерную 3D‑модель места преступления можно даже показать в суде. Разработчики признаются, что астраханские следователи уже рискнули так сделать и никакого негатива от судей не встретили. Наоборот, служителям Фемиды понравилась наглядная картинка.

— Вы не боитесь, что следователи с такой программой потеряют профессионализм или она их заменит? Человек просто будет нажимать кнопки, а компьютер сам за него будет вести расследование.

— Такие опасение высказывалось даже руководством СКР. Но эта программа не может заменить следователя. Осматривать место происшествия, собирать улики, искать преступника будет он. Система просто поможет ему быстро и без ошибок систематизировать найденное и заполнить протоколы. Сейчас следователи только и делают, что пишут. Им некогда расследовать. А ведь один человек ведет сразу по нескольку дел. С этой разработкой у них появится больше времени, раскрываемость вырастет, — уверен Ашимов.

Нейросети на страже правопорядка

Помните фильм «Особое мнение», где Том Круз играл шефа инновационного отдела американской полиции? Там копы при помощи трех провидцев получали информацию о преступлении еще до того, как оно должно было произойти. Они заранее знали, где, когда, кто жертва и кто преступник. Группе захвата оставалось только приехать на место за секунду до трагедии и схватить злоумышленника.

Конечно, у нас никто к превентивному правосудию прибегать не собирается и сажать человека в тюрьму до того, как он совершит преступление, — тоже. Однако кажущаяся сейчас фантастикой модель системного анализа искусственным интеллектом криминогенной обстановки в ближайшие годы может стать реальностью.

— Мы планируем развить наши программы до построения нейросети, — говорит Ашимов. — Система анализа и прогнозирования преступлений будет работать на основе больших данных. Человеческий мозг физически не в состоянии проанализировать огромные массивы информации. Искусственный разум сможет это сделать. Он будет изучать все факторы: от погодных условий и атмосферного давления до динамики валютных курсов, статистики задержки выплат зарплаты бюджетникам и медицинских архивов. На основе этой информации программа определит, когда, в каком месте с наибольшей долей вероятности произойдет следующее преступление. То есть вместо реактивного реагирования на уже совершенное преступление мы сможем перейти к предупреждению преступности.

По планам разработчиков система будет максимально автономной, работающей по принципу «машина–машина». Камеры видеонаблюдения, датчики и беспилотники, которых уже сегодня в мегаполисах в избытке, станут сливать информацию в единый мозговой центр. Он проанализирует данные, свяжет их с другой информацией и сделает вывод — есть ли опасность и если да, то какая именно. Например, если сотрудники крупного аэропорта долго не получают зарплату, шеф службы безопасности на больничном, а незадолго до этого в воздушной гавани в другой стране прогремел взрыв или произошел захват заложников — высока вероятность, что кто-то из работников аэропорта из чувства мести задумает неладное. А значит, именно там нужно увеличить количество полицейских патрулей.

По прогнозам айтишников, искусственный разум в случае повсеместного внедрения поможет снизить число насильственных преступлений на 20 процентов и снизит ущерб для национальной экономики на 1,2 триллиона рублей в год.

Более того, нейросеть будет самообучаемой. С ее помощью стражи порядка смогут получать данные геопространственной и временной аналитики. Она заранее предупредит, что в таком-то месте и в такое-то время может произойти кража или убийство, и подаст сигнал на планшет полицейского. Единственное, что не укажет компьютерный мозг, — имя будущего преступника. Ловить злодеев по-прежнему будут люди.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27857 от 12 декабря 2018

Заголовок в газете: Следствие ведут ноутбуки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру