На этом фоне оппозиционные депутаты Закса направили и.о. губернатора Александру Беглову письмо с просьбой отменить решение комитета имущественных отношений о порядке передачи собора церкви, а неравнодушные активисты организовали 2 декабря флешмоб «очередь в музей». К слову, активисты сделали все, чтобы в организации акции не заподозрили администрацию музея, которая сейчас открыто не поддерживает протест против передачи собора церкви. К «очереди» присоединились депутаты Борис Вишневский и Максим Резник. «Почему-то ни одно СМИ не указало, что «очередь в музей» не просто потолкалась у касс Исаакия, а вообще-то все купили билеты на общих основаниях и сходили на экскурсию, — рассказывает об акции участница Галина Тюрютикова. — Надеюсь, акция будет продолжаться по определенным дням. Ее невозможно запретить, как митинги и пикеты. Люди стоят в очереди с синими бантами и значками в определенное время, покупают билет и идут на экскурсию. Как это можно запретить? Никак».
Синий бант — символ борьбы за музейный статус Исаакия. К слову, если говорить о митингах: при Георгии Полтавченко было несколько многочисленных, на тысячи человек, несогласованных сходов в защиту Исаакия, которые проходили под видом «встречи с депутатами», и задержаний на них в отличие от протестных акций по другим поводам не было. При и.о. Беглове еще не было несогласованных митингов, и как оно пойдет, если петербуржцы опять выйдут защищать собор в новогодние праздники, пока неясно.
Сегодня придел Святой Екатерины — важнейший участок музейной и просветительской работы музея. Методисты сектора музейной педагогики проводят там занятия со школьниками, пользуясь возможностью объяснить материал в оригинальном интерьере. Вот как комментируют занятия в приделе Екатерины в музее: «Это один из очень интересных курсов занятий для школьников. Изображения разбираются на небольшие фрагменты. Вместе с преподавателем ученики «строят» здание храма и украшают его. Они изучают основные архитектурные термины, стили, правила храмовой архитектуры, вековые традиции русской культуры».
Службы, ради которых церковь вроде как затевает освящение придела Екатерины, сейчас проходят дважды в день, утром и вечером, в другом приделе — Александра Невского. По словам очевидцев, приходят на них от десяти до тридцати человек (в масштабах Исаакия это, мягко говоря, не аншлаг), а некоторые особо смекалистые гости под предлогом посещения службы идут смотреть музейную экспозицию. Ведь на службу вход бесплатный, а в музей — 250 рублей.
Депутат Борис Вишневский рассказал о ситуации: «На прошлой неделе я отправил председателю городского комитета по культуре Константину Сухенко письмо, настаивая на том, чтобы придел Екатерины не передавали для проведения служб. Нет в этом никакой необходимости. Напротив, это помешает работам по реставрации памятника и не позволит, как раньше, проводить там выставки и конференции. Наконец, хорошо известно, что церковники начинают везде устанавливать свои порядки. В приделе Александра Невского посетителям музея, которые пришли посмотреть на уникальный памятник архитектуры, уже не дают делать там фото и видеосъемку. То же самое будет грозить и приделу Екатерины. Что дальше — запрет для женщин заходить туда без платков или в брюках? Как с конституционным правом на доступ к культурным ценностям?»
Характерно, что с приходом к власти в городе Александра Беглова церковь активизировалась, и речь не только об Исаакии: осенью митрополит Варсонофий направил на имя Беглова письмо с просьбой передать «в безвозмездное пользование» церкви здания монастырского комплекса Александро-Невской лавры, где с 30-х годов находится Музей городской скульптуры. В его состав входят не только экспозиционные площади, но и усыпальница с могилами именитых людей (Александра Суворова например), некрополь. Если власти пойдут навстречу церкви, это будет означать полный разгром музея.