Скандалы между школьниками и учителями в последнее время вспыхивают то здесь, то там с удивительной регулярностью. Только в последний месяц они сыпались как из рога изобилия: на Сахалине учительница унижала ученицу из-за внешнего вида, в Комсомольске-на-Амуре педагог колотила второклассника в коридоре, в Томской ребенка били головой об парту...
В Северодвинске, как и во всех прочих случаях, начались всевозможные проверки, скорее всего, к учительнице будут приняты жесткие меры — опять же, как и везде. Но вот что вызывает недоумение: практически все ученики Кольцовой считают, что она в своем рукоприкладстве совершенно права. Школьники пишут, что это замечательный педагог, а то, что она лупит кого-то скакалкой, так это для их же пользы. Мол, избиваемые сами виноваты, она же преподает у детдомовских детей, с ними иначе нельзя, им битье необходимо для профилактики, учительница им как мать...
Вам это ничего не напоминает? Скажем, тоску по «сильной руке», причитания «Сталина на нас нет», который, к слову, тоже был народу как отец?
Это то, что называется иностранным словом «менталитет».
И детям, и учителям сейчас можно только посочувствовать.
С одной стороны, мы принимаем европейский приоритет уважения к личности, ее неприкосновенности, причем личности любой — неважно, взрослого ли, ребенка. Учителям строго предписывается — физического воздействия не оказывать, психологически не давить, не кричать, не оскорблять и т.д., и т.п. Детям объявляется: вы имеете все права, вас обижать нельзя, если учитель что-то сделает не так — бегом к родителям, те — к директору, и нехорошему учителю не поздоровится.
Но с другой стороны — тот самый менталитет. Мы живем в стране, где легализованы домашние побои. То есть те же родители, которые готовы учителя смешать с землей за повышенный тон в разговоре с их сыном или дочкой, сами вполне могут дать ребенку подзатыльник, отлупить, наорать. И не только на ребенка, но и друг на друга. И на соседа. И на детей соседа. Да и сами детишки церемониться друг с другом отнюдь не приучены...
В результате у них происходит разрыв шаблона. То есть в привычном мире, где орать дурниной и распускать руки считается вполне нормальным, есть изгои, которым это запрещено — учителя. Дети воспринимают учительскую «мягкотелость» как слабость, неполноценность и отрываются на учителях по полной. Ну, а те — тоже люди, с тем же менталитетом — срываются. И в такие моменты наконец-то начинают приобретать авторитет в глазах учеников...