Михайлов день соответствует христианскому празднику, который носит название «Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных». Считается, что православный праздник был установлен решением Лаодикийского собора, состоявшегося состоявшийся около 360 года. Дата 8 ноября по юлианскому календарю, была обусловлена тем, что в те времена ноябрь был девятым месяцем года, и его выбор символизирует девять чинов ангельских, а восьмой день месяца был указанием на «день осмый» — Собор всех сил небесных в день Страшного суда.
Многие традиции славян, приуроченные к этому дню, были в значительно большей степени связаны с народными традициями, чем с христианской религией. В частности, в Михайлов день было принято задабривать дворового, оставляя ему ужин в хлеву и уговаривая никуда не уходить. В мифологии восточных славян дворовой представлял собой домашнего духа, приходящегося младшим братом домовому. Он, как и домовой, представлялся похожим на маленького человека, но, обитал в хлеву вместе со скотиной. Славяне верили, что от расположения дворового зависит жизнь скотины, крепость хозяйства и благополучие людей, владеющих хлевом. Этим объясняется еще одно название, которым порой обозначался Михайлов день - «день дворового» или просто «дворовой».
Как и многие другие народные праздники, Михайлов день для славян был связан со сменой сезонов, и «сытным» его считали из-за того, что к этому времени были закончены основные работы, а хлеба после лета оставалось еще много. В связи с этим в праздник было принято накрывать столы. Считалось, что иней в этот день предвещает снежную зиму, а туман — скорую оттепель.
Жители Полесья в Михайлов день старались не рубить деревья топором, не резать ножом и не ткать. Также жители этой области связывали с этим днем Михайловские деды — поминальный праздник, приходящийся на четверг, пятницу и субботу перед Михайловым днём. Для этих дней готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья.
Читайте материал «Международный мужской день: зачем сильному полу нужен свой праздник»