В результате взрывного роста числа российских вузов и филиалов в 1990-2000-х годах качество вузовского образования в вузах стало снижаться, и некоторые страны даже стали требовать от выпускников российских высших учебных заведений подтвердить диплом, сдав дополнительные экзамены. В 2014-2017 годах такой ситуации был положен конец, число аккредитованных вузов и филиалов сократилось на 52%, и система высшего образования очистилась от одиозных вузов. Новая ситуация, при которой в системе высшего образования остались вузы, дающие относительно качественное образование, требует новых подходов к регламентации их деятельности.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что реформировать систему аккредитации нужно, но делать это следует очень аккуратно и продуманно.
Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий отметил, что в существующей системе государственной аккредитации вузов сейчас есть недостатки: зачастую она сводится к формальным процедурам, отсутствуют алгоритмы по оценке программ на соответствие мировому уровню, также присутствует избыточная жесткость процедур, неоднородность квалификации экспертов, вузы завалены бумажной работой.
Виктор Садовничий предложил создать Национальный совет по вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности. Российский союз ректоров одобрил предложение, и оно будет направлено в правительство России. В совет предложено включить представителей ректорского сообщества, профессиональных ассоциаций, Академии наук, работодателей. Этот орган будет утверждать методику самой экспертизы. Также Советам ректоров вузов федеральных округов предлагается выдвинуть из своих рядов экспертов для проведения государственной аккредитации.
- Мы не должны забывать, что вузы несут не только образовательную, но и социальную функцию, - сказал ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров. - Некоторые страны, например, Индия, уже отказываются принимать выпускников российских вузов без предварительной аттестации, потому что качество было упущено. Рособрнадзор должен определять, насколько государство может поручить тому или иному вузу выдавать дипломы студентам. Я считаю, что должны быть сохранены те условия, которые есть, их просто нужно улучшать и развивать.
Ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Анатолий Александров считает, что аккредитация вузов - это сильная сторона образовательного процесса, и ее нужно сохранить, учитывая специфику различных учебных заведений.
- Тут коллеги предлагали, что при аккредитации вузов нужно учитывать рейтинги, - сказал он. - По моему мнению, такое требование можно применить к узкому слою "вузовской интеллигенции". Когда наверху идет буря, внизу даже ветра не чувствуют. У многих вузов нет рейтингов и никогда не будет, как и не будет цитирования в научных журналах, но у них задача другая - они воспитывают и обучают студентов. Я не хочу, чтобы мы целую категорию наших коллег из регионов записывали в "двоечники". Ни в коем случае нельзя ни на кого вешать ярлыки.
- Сегодня мы не видим серьезных противоречий среди предложений, которые были высказаны коллегами, - рассказал "МК" глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. - Мы достигли единства в понимании этого вопроса. Следующий шаг - создание нормативной базы и отработка деталей. Все говорят, что государственная аккредитация нужна, потому что у нас есть федеральные государственные образовательные стандарт. Сейчас уже многие недобросовестные вузы лишены лицензии, и система очистилась. Есть вопросы, которые еще требуют обсуждения: процессы документооборота, качество подготовки экспертов, учет результатов независимой оценки качества образования студентов.