Влиятельный приятель
Продвигаться по службе в «Интер РАО» Карина начала с приходом Бориса Ковальчука. Как рассказали сразу несколько человек из числа бывших сотрудников и людей, близких к действующему совету правления холдинга, тем, что Цуркан приметил новый босс, она обязана бизнесмену Виктору Дригеничу. Этот непубличный и весьма влиятельный человек, занимающийся возведением АЭС, оборонных объектов, начинал в РАО «ЕЭС». После ликвидации энергетического монополиста он ушел в частный бизнес, но сохранил обширные связи в отрасли, в том числе и в «верхушке» новорожденного «Интер РАО».
Не секрет, что Цуркан пользовалась покровительством могущественного приятеля. У них были общие проекты в Сочи в 2014 году. Тесно общались они и вне работы. В один из приездов Дригенича (мы писали ранее, что его штаб-квартира находится в немецком городе-курорте Баден-Бадене) в Москву он по обыкновению остановился в апартаментах Цуркан на Шмитовском проезде. Свидетелем их встреч была мать Карины, которая очень переживала за дочь и иногда даже звонила в слезах ей на работу — просила не участвовать в рискованных делах. Одним из таких дел было вовлечение в игру очень полезного человека.
Расчетливая Карина узнала от Дригенича очень занимательную историю о том, как тот спас начальника службы безопасности «Интер РАО» Дмитрия Кузнецова, которого Борис Ковальчук почти сразу после своего прихода уличил в халатном отношении к внутренней информации руководителя блока безопасности и режима. Но Кузнецов обратился к Дригеничу за помощью, который уговорил новоиспеченного председателя правления дать шанс и сжалиться над безопасником — якобы тот неизлечимо болен и у него три дочери. Поэтому Карина очень технично склонила к сотрудничеству главного безопасника корпорации, который, к слову, после помилования быстро пошел на поправку и выздоровел.
Коллеги (некоторые из них — бывшие сослуживцы) рассказали о Дмитрии Кузнецове, что он окончил Голицынское высшее пограничное военно-политическое училище, удачно женился и, благодаря протекции от семьи супруги, попал в органы госбезопасности. В звании генерал-майора ФСБ он был отправлен в запас. В «Интер РАО» его пригласил друг и бывший коллега. Кузнецов возглавил блок безопасности. Ему докладывали обо всем, что творилось в корпорации. Это были и досье на сотрудников, их связи, и даже «прослушки» со средств тайного корпоративного контроля. По данным следствия, все эти материалы передавались Карине Цуркан. А вот до тех, кому эта информация предназначалась (согласно инструкции, это Борис Ковальчук и куратор от ФСБ по фамилии Нуштаев), доходили лишь части записей и обрывочные сведения об оперативной обстановке внутри компании.
Таким образом, Карина Цуркан знала все, что происходит в «Интер РАО», и могла «тормозить» информацию, предназначенную начальнику. То, что Кузнецов аккомпанировал Цуркан, подтверждается несколькими источниками. Один из них, в прошлом сотрудник службы безопасности «Интер РАО», заявил, что знаком с теми, кто устанавливал «прослушки» в кабинете Карины Валерьевны, и уверен, что топ-менеджер никогда бы сама не нашла «жучок» в своем кабинете.
— Мне известно, что в «Интер РАО» служба безопасности использовала спецтехнику. Монтажом оборудования занимались два человека — оба старые солдаты, опытнейшие люди, профессионалы. Само прослушивающее устройство было вмонтировано в поверхность с углублением, а оттуда шел выходной микрофон длиной пару сантиметров и толщиной тоньше волоса! Без наводки или спецсредств для поиска в жизни не найти «жука» — это вам не китайские трекеры размером со спичечный коробок. Кроме того, повторюсь, за монтаж отвечали представители старой школы, они поставили контрольное второе устройство на всякий случай, как учили, — поделился наш источник.
Кузнецов как начальник службы знал об установке «жучка» в кабинете Цуркан. Только, видимо, недооценил своих же сотрудников и не был в курсе дублирующего устройства. Это подтверждается попавшей в распоряжение «МК» аудиозаписью. Предположительно, звук записывался на то самое второе устройство, так как беседа состоялась во время того, как Карина собственноручно вывела из строя первую «прослушку». Слышно, как Карина пригласила к себе в кабинет сотрудника по фамилии Маргулец. Они вели непринужденную беседу, и совершенно неожиданно Цуркан заявила коллеге, что обнаружила у себя в кабинете «жучок». «Вон, видишь? Между шкафом и стеной», — обратилась она к мужчине. Однако на записи слышно, что собеседник посмеивается над бизнес-леди: у тебя, мол, мания преследования. Но Карина не оставила попыток и при свидетеле достала устройство на свет божий.
По мнению источника, местоположение «прослушки» Карине «слил» Кузнецов, не подозревая о наличии второго «жучка». По некоторым данным, микрофон, сыгравший ключевую роль в задержании топ-менеджера, нашли только через несколько месяцев после ареста Цуркан, когда сделали капитальный ремонт в ее кабинете. Со слов собеседника, после того как первая «прослушка» была выведена из строя, Карина перестала осторожничать, стала раскованно общаться, проводить больше встреч в своем кабинете, в том числе неформальных. После разоблачения она закатила скандал в кабинете у Ковальчука, а шеф, в свою очередь, устроил показательный разнос службе безопасности.
Когда в кабинет Цуркан нагрянули оперативники, туда также был вызван главный специалист компании по вопросам безопасности. Кузнецов зашел с виноватым видом в комнату, где уже начался обыск и изъятие. Первые слова Карины были адресованы именно ему. Топ-менеджер в юбке обратилась к нему в растерянности и произнесла лишь одно предложение: «Дмитрий Сергеевич, вы же обещали меня оградить от этого...»
До недавнего времени Кузнецов на работе без сердечных капель не появлялся, ушел на больничный, а когда вышел, был разжалован — его переместили в другой кабинет (не отдельный, как ранее). В настоящее время он отвечает только за безопасность оград и периметра административных зданий. Источник сообщил нам, что главного безопасника допрашивали и у правоохранителей в избытке того, до чего можно «докопаться», а сам он находится в очень подавленном состоянии.
Ревизорский иммунитет
Но Кузнецов был далеко не единственной разменной фигурой в партии Цуркан. Внимания заслуживает и руководитель блока внутреннего аудита Елена Рыжкова. В распоряжении следствия есть масса аудиозаписей и переписок двух акул холдинга о коррупционных схемах. Карина сдружилась с главной проверяющей «Интер РАО» на фоне типично женских разговоров. Дамы обсуждали одежду, обувь, отдых, мужчин, но в один момент Рыжкова буквально исповедовалась перед Цуркан (отрывок из этой беседы мы приводили ранее). Елена сказала своей новой подруге: «А чего я бьюсь, когда можно работать с тобой?» — скорее всего имея в виду то, что Цуркан давно вышла за пределы своих полномочий и могла решить почти любой вопрос. Проверяющая заявила (одновременно показав свою осведомленность в интересах Цуркан), что если Карине что-то будет нужно по «Молдавке» (Молдавская ГРЭС), то она сможет это сделать.
После доверительного разговора Рыжкова стала практически ежедневно приходить в кабинет Цуркан, а на одном из корпоративов неудачно «похвасталась» одному сотруднику из департамента защиты ресурсов о том, что приобрела себе кухонный гарнитур из красного дерева за 120 тысяч долларов. О покупке доложили первому лицу корпорации, и Рыжкову вызвал к себе на ковер Ковальчук. Шеф был в ярости и сказал, что ждет от Елены заявление об уходе, однако главный аудитор не сдалась. Она намекнула боссу, что, оказавшись за дверью, пойдет прямиком в Следственный комитет. После этого сотрудницу отправили в учебный отпуск в Великобританию, куда Елена уехала вместе со всей своей семьей, а позже перестала выходить на связь.
Верный зам из Украины
В распоряжении Карины Цуркан был еще один «очень удобный человек» — ее заместитель Сергей Деркач. Менеджер с украинскими корнями отвечал за неформальные связи со своей родиной и оперативно решал вопросы с поставками и транзитами как топлива, так и электроэнергии в оба конца. Чтобы не быть голословными, приведем короткую запись его разговора с неизвестным мужчиной (обозначим его буквой Н.).
Н.: Алло.
Д.: Привет, разбудил?
Н.: Ну, в общем-то, да.
Д.: Ну да ладно (оба говорят с украинским акцентом, характерным говором), есть время хоть 2 минуты по делу?
Н.: Ну, конечно, есть.
Д.: Слушай, я возвращаюсь к нашим баранам.
Н.: Я скину. С Молдавской ГРЭС нам тут такую фигню ответили, чувствую, они пойдут или в тюрьму, или…
(По словам источника, украинские партнеры «Интер РАО» связались напрямую с представителями станции с заведомо невыгодным предложением и им было отказано. Этот шаг не был согласован с Деркачем. И его собеседник намекает на то, что у него имеется компромат, за который руководство Молдавской ГРЭС сядет в тюрьму. — Авт.)
Д.: (Перебивает.) Мой руководитель.
Н.: …или подпишут с нами транзитный контракт во все стороны.
Д.: Так вот я тебе к чему и веду, не занимайся дурью, электронный адрес старый?
Н.: Да, у меня все старое.
Д.: Я тебе сбрасываю должность Цуркан Карины Валерьевны, ты ей расскажешь все как надо (Деркач заверяет, что с протекцией Цуркан контракт будет исполнен. — Авт.)
Следствие пытается установить личность собеседника Деркача, так как беседа состоялась незадолго до событий февраля этого года. Спецслужбы установили, что с этим человеком он связывается постоянно и по разным телефонам. Один номер закреплен за организацией, подведомственной Службе безопасности Украины. В приведенном разговоре Деркач позвонил собеседнику ночью и на домашний телефон.
«Сравнивала себя с бизнес-леди из сериала»
Но, несмотря на масштабы и сложность операций, проводимых Цуркан, она все-таки оставалась женщиной. Коллеги рассказали нам, что Карина рекомендовала им специалиста, «сделавшего» ей верхнюю губу, любила поговорить о мужчинах, работающих в «Интер РАО». Помимо обсуждения сапожек «Ферагамо», различных диет и жалоб на собаку, которая постоянно болеет и портит мебель, она делилась своими планами на личную жизнь, рассказывала о своих похождениях, и Карину Цуркан даже один раз шантажировали разглашением ее отношений с одним из руководителей холдинга (пару даже выследили в ЦМТ). Топ-менеджер хоть и разочаровалась в мужчинах, но в откровенных разговорах делилась с подругами тем, что все же не теряет надежды выйти замуж и родить дочь. Карина себя сравнивала с одной из героинь сериала «Безумцы» — успешной бизнес-леди, страдающей от внутренней пустоты. Она рассуждала по поводу мужа, делала вывод, что ей нужен мужчина-тыл. Делилась воспоминаниями о бывшем муже — Александре Цуркане, который входил в консультативный совет при минэкономики Молдовы. Карина сетовала, что была вынуждена учить уроки с сыном до двенадцати ночи, потому что ему тяжело давались некоторые предметы.
В настоящее время, находясь в СИЗО, Цуркан осталась без привычного комфорта и средств для ухода за собой. Это было прекрасно видно на заседании суда по избранию ей меры пресечения. Еще бы, у следователей в распоряжении множество инструментов мягкого воздействия на обвиняемую в рамках правового поля — долгое ожидание в неуютном «стакане» «Лефортово» перед следственными действиями, отсрочка свиданий с близкими. Такими методами сбивалась спесь с матерых преступников, не говоря уже о женщине, попавшей в застенки из совершенно другого мира. Цуркан, по некоторым данным, уже начала давать последовательные показания. Правда, пока только о своих нарушениях по декларированию электроэнергии — обвинение в шпионаже отрицает наотрез. Однако новость об откровениях арестантки заставила содрогнуться «верхушку» корпорации и людей более высокого полета.