Новые тайны исчезнувшего малайзийского Boeing: появился американский след

Эксперт: «Чтобы выяснить судьбу лайнера, необходимо изменить статус расследования»

Таинственное исчезновение в марте 2014 года малайзийского Boeing 777, летевшего рейсом MH-370 из Куала-Лумпур в Пекин, продолжает волновать людей. На борту лайнера находились 239 человек, включая 12 членов экипажа и 227 пассажиров. В 2015 году их признали погибшими в результате «несчастного случая», хотя судьба лайнера и людей до сих пор неизвестна. Удастся ли раскрыть тайну MH-370? Что для этого надо? Об этом «МК» рассказал гендиректор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко.

Эксперт: «Чтобы выяснить судьбу лайнера, необходимо изменить статус расследования»

Бесследная пропажа такого большого лайнера — событие крайне редкое в истории мировой авиации. Когда недавно, 29 октября, в море упал пассажирский лайнер Boeing 737 компании Lion Air, совершавший рейс из Джакарты в Панкалпинанг, первые обломки самолета — двигатели, крыло, шасси — водолазы обнаружили на второй день поисков. А 1 ноября спасатели подняли на поверхность и «черный ящик».

Кто-то, конечно, может сказать, что Boeing 737 упал на 13-й минуте после вылета из аэропорта, а потому место его падения определить было нетрудно. Возможно. Но полет малайзийского Boeing 777 тоже проходил под полным контролем наземных служб, а значит, и о его местонахождении тоже должно было быть известно все — вплоть до его исчезновения с радаров. Однако здесь — сплошные загадки.

Так что же на сегодня более-менее точно известно о судьбе пропавшего в 2014 году малайзийского Boeing?

Известно, что он исчез с радаров 8 марта 2014 года, когда находился над Южно-Китайским морем и входил в воздушное пространство Китая. В 1.19 по местному времени экипаж в последний раз вышел на связь. Слова летчиков были: «Спокойной ночи, борт 370» — такие вызовы в авиации называют «рукопожатием». А уже в 1.27 связь с бортом была потеряна.

Диспетчерские службы всех близлежащих стран пытались связаться с MH-370 еще в течение шести часов, но безуспешно. По данным следствия, Boeing 777 в режиме молчания якобы находился в воздухе еще примерно семь часов. Но где он закончил свой полет — неизвестно.

По одной из версий, у самолета якобы через 7,5 часа закончилось топливо, и он стал снижаться. Затем загорелся правый двигатель, потом левый. Без топлива отключился автопилот, и Boeing 777 начал медленно падать.

Возможно ли такое? Да. Но почему все это происходило при полном молчании экипажа? На этот вопрос ответа нет. В результате поисково-спасательная операция началась сначала там, где была потеряна связь, то есть в акватории Южно-Китайского моря. Затем поиски переместились в Малаккский пролив, в Индийский океан, к западным берегам Австралии. Вплоть до 2017 года усилиями нескольких стран было организовано несколько поисковых операций с использованием глубоководных аппаратов, эхолотов и самой современной техники. Но места катастрофы, обломков самолета и тел погибших найти так и не удалось.

Правда, независимо от официальных поисков, небольшие части этого самолета в 2015 и 2016 годах были случайно найдены у побережья Мозамбика и Моссель-Бей (ЮАР), на островах Реюньон и Родригес. Несколько озадаченные местом этих находок специалисты предположили, что фрагменты разбившегося Boeing 777, видимо, могли дрейфовать вместе с океанскими течениями, а потом волнами были выброшены на берег. Однако эти предположения высказывались так неуверенно, что ряд экспертов заявил о том, что поиски Boeing 777 изначально велись совсем не там, где он мог упасть. Это вызвало новую волну вопросов и самых неожиданных версий случившегося. Об этом писались статьи, снимались фильмы. Затем шумиха постепенно утихла.

И вот нынешней осенью вдруг вновь одно за другим посыпались сообщения о том, что части бесследно пропавшего Boeing 777 находят по миру — то там, то здесь. Причем места всегда объявляют самые разные. В последний раз самолет «нашелся» в марте нынешнего года, когда австралиец Питер Макмэхон — специалист по расследованию авиакатастроф — объявил, что обнаружил очертания лайнера в десятке километров к югу от сейшельского острова Раунд. Но реальные поиски в этом районе, организованные после этого сообщения, как и ранее, ни к чему не привели. Несмотря на развитие современных поисковых систем, найти огромный 63-метровый Boeing 777 на дне океана до сегодняшнего дня никому не удавалось.

А совсем недавно британский таблоид «The Sun» объявил, что английский сыщик-любитель на картах Google обнаружил в Андаманском море у берегов Таиланда и Мьянмы явные очертания этого самолета. Очередную «сенсацию» «МК» попросил прокомментировать специалиста, который в нашей стране, пожалуй, больше всех знает об этом загадочном авиапроисшествии — гендиректора международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», автора книги «MH-370: полет в никуда» Сергея Мельниченко.

«В материалах официального расследования масса нестыковок»

— Тут все выглядит очень неоднозначно, — рассказал «МК» Мельниченко. — С одной стороны, мне кажется, что все эти «сенсации» — банальное проявление осеннего обострения у многих людей сразу. Ведь как минимум пять различных источников в последний месяц нашли либо самолет, либо то, что от него осталось. Причем кто где — кто в джунглях, кто в океане. В том числе «прорезался» и пастор, который, оказывается, точно знает, где лежит малайзийский Boeing 777. Якобы изучив карты Google, он определил, что самолет находится в Камбодже. И он туда обязательно поедет, и непременно его найдет.

В таком случае у меня вопрос: а что делать с теми аутентичными деталями и обломками самолета, в отношении которых экспертизой абсолютно точно было установлено, в том числе по цифрам на внутренней стороне крыла, что это — именно фрагменты того самого малайзийского Boeing 777? Шесть-семь фрагментов из порядка двадцати найденных на восточном побережье Мадагаскара, на французском острове Реюньон и на восточном побережье Африки вообще не вызывают никаких сомнений. Что тогда делать с ними? Как самолет мог упасть в Камбодже, оказавшись при этом в Африке?

Хотя тут возникает другой вопрос… В связи с ним напомню, что после исчезновения малайзийского лайнера появилось несколько конспирологических версий, связанных с «теорией заговора». Многие специалисты, в их числе и я, считают, что это направление поисков куда более перспективно, нежели гадания по картам Google о том, где лежит самолет. Если начать всерьез копаться в подобных версиях, тогда можно найти объяснения, почему обломки Boeing 777 находятся в Африке, а сам самолет лежит совершенно в другом месте.

Многие независимые аналитики отмечают странную особенность: почти все эксперты, которые предпринимают попытки расследовать это авиационное происшествие самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны юридических и государственных органов, наталкиваются фактически на одно и то же: массу нестыковок в материалах официального следствия.

И это — правда. Я со своим соавтором по книге «MH-370: полет в никуда» Павлом Пяткиным при изучении всех отчетов малайзийской комиссии по расследованию тоже обнаружил много нестыковок и белых пятен, а также фактов, в которые трудно поверить.

К примеру, публикуется скан-копия плана полета данного самолета, где в Китае для него обозначены одни запасные аэродромы, а в материалах расследования называются совсем другие. Согласитесь, это очень странно… Такое вот бесследное исчезновение напичканного электроникой самолета происходит практически впервые в истории авиации. Для всех — это мировое событие. Естественно предположить, что уж в этом случае следователи должны постараться, чтобы в представленных ими материалах не было ни сучка ни задоринки. А здесь начинается с того, что неправильно определены запасные аэродромы! Это сразу наталкивает на мысли либо в отношении профессионализма таких расследователей, либо в отношении того, что кем-то сверху было дано указание как можно больше запутать это дело.

«Американцам известно явно больше, чем всем остальным»

Эксперт «МК» рассказал, что интересные факты по Boeing 777 во время собственного расследования этой катастрофы обнаружил француз Гислен Ватрело.

— Ряд этих деталей мы с Павлом Пяткиным тоже отмечали, — говорит Мельниченко, — однако у Гислена Ватрело эти факты раскрыты шире. Дело в том, что у него в том самолете находились жена и двое детей. А потому в качестве представителя потерпевшей стороны он имел доступ к гораздо большему объему информации по этому делу. И то, что он обнаружил, оказалось просто потрясающим!

В частности, Ватрело выяснил, что в кресле, находящемся в салоне самолета непосредственно под блоком спутниковой связи, сидел представитель малайзийских аэронавигационных служб. Он, по некоторым данным, обладал программой угона, вмешательства в бортовой компьютер самолета и имел потенциальную возможность получать с него данные и видоизменять их.

— А это значит, что одним из направлений дальнейшего расследования, — считает эксперт «МК», — должна стать компьютерная безопасность. Та самая, о которой сейчас столько говорят в мире, и чего многие, в том числе и мы, так боимся.

Другим направлением изучения, уверен Мельниченко, должны быть спутниковые данные. Он рассказал, что следствие опиралось на информацию, которую предоставила Великобритания со своего космического аппарата «Иридиум» (Iridium — спутниковая группировка, используемая для передачи голосовых, звуковых и других данных по всей поверхности Земли. — «МК»). Спутник, как утверждается, принимал сигналы от датчиков двигателей Boeing 777, по которым была выстроена траектория движения, упершаяся в итоге в некую непонятную точку в Индийском океане.

Однако, изучив данные, полученные от собственных источников, Гислен Ватрело выразил серьезные сомнения в правдивости той спутниковой информации, которую предоставили следствию англичане. Отсюда возникло третье возможное направление исследования пропажи малайзийского Boeing 777. Его условно можно обозначить как «американский след».

О чем конкретно здесь речь? Дело в том, что американская фирма Boeing после теракта с башнями-близнецами задалась целью разработать такой автопилот для своих самолетов, который мог бы отключать любые действия как летчиков, так и угонщиков методом управления его с земли. Чтобы, например, можно было с помощью удаленного пилота-оператора посадить такой лайнер в безопасном месте, на безопасном аэродроме. Есть документальные подтверждения того, что они получили патент на эту разработку. Однако, когда фирме Boeing на эту тему начали задавать вопросы, там ответили: ничего подобного мы не создавали, а если и создавали, то на пропавшем самолете подобного опциона предусмотрено не было.

— Но мы же с вами знаем, — уточняет Сергей Мельниченко, — что Boeing не только и даже не столько гражданская фирма. Это фирма, которая занимается военными технологиями и производит военную технику. То есть, если специалисты Boeing даже и хотели бы что-то рассказать, они не могли бы этого сделать по условиям секретности.

Косвенным подтверждением того, что американцам известно что-то явно большее, чем всем остальным, о пропаже малайзийского Boeing 777, по мнению Мельниченко, служит тот факт, что Гислен Ватрело, рассказывая о том, что ему удалось узнать, говорит о каких-то трех загадочных юридических лицах. Точнее, о представителях неких американских структур, владеющих информацией о том, что реально случилось с самолетом и где он находится. При этом они не разглашают никаких данных, ссылаясь на секретность.

Гислен Ватрело говорит о них очень осторожно, не называя ни их имен, ни должностей, ни раскрывая той роли, которая отведена им в этом расследовании. Однако он абсолютно уверен, что эти люди обладают всей необходимой информацией по поводу того, что случилось с самолетом.

— Именно поэтому, — заявляет Сергей Мельниченко, — я считаю: для того, чтобы выяснить реальную картину случившегося с малайзийским Boeing 777, необходимо изменить правовой статус расследования. Это важно сделать для того, чтобы в нем могли принять участие те люди, которые имеют допуск к военной тайне. Если такого сделано не будет, мы, возможно, никогда не узнаем, что произошло с рейсом MH-370, во время полета которого пропали 239 человек из 14 стран, включая Россию.

Сюжет:

Авиакатастрофа в Казани

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27831 от 12 ноября 2018

Заголовок в газете: Американский след в исчезновении МН-370

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру